Путь Supra: от партнерства с BMW до гоночного прототипа
Я — Supra! От сделки с BMW до гоночного болида.
Старые добрые дни
1998 год. Электрокары, гибриды и разговоры об экологии еще не занимали главные места в думах руководителей и инженеров автопроизводителей. Молодые люди мечтали о быстрых и шумных спортивных машинах, а не о новом «Приусе». Кто попытался прекратить гоночную программу завода ради разработки электрооборудования, тот был бы сразу же уволен с пожизненным запретом подходить к автомобилям.

Компания Toyota неожиданно прекращает продажи спортивного автомобиля Supra четвертого поколения в США. После выхода первой части фильма «Форсаж», где ярко-оранжевая Toyota Supra персонажа Брайана О’Коннора стала одной из главных автомобильных героинь, у автомобиля резко увеличилось количество поклонников. Но в 2002 году автомобиль с индексом A80 сняли с производства, а сам проект заморозили.

Новая надежда
Пройдя одиннадцать лет, за которые последнюю «Супру» и рядную бензиновую твин-турбо-«шестерку» 2JZ-GTE стали культовыми, начался процесс возрождения модели. 24 января 2013 года Toyota Motor и BMW AG заключили соглашение о сотрудничестве. В рамках соглашения планировалась разработка силовой установки на топливных ячейках, легких композитных материалов и среднеразмерного спортивного автомобиля.
Последний пункт прозвучал невнимательно, без подробностей и имен. Через год на автосалоне в Детройте «Тойота» представила концепт FT-1 (Future Toyota), что показало серьезные намерения компании. Пресса и энтузиасты тогда же заговорили о возвращении «Supra», опередив официальные заявления.

Концептуальное купе с передним расположением двигателя и задним приводом, имеющее максимально смещенное назад водительское место, большую площадь остекления и массивные колесные арки, создано дизайнерами калифорнийского центра Toyota. Авторы стремились продемонстрировать стилистику будущих моделей компании и намекнуть на совместный с BMW спорткар. После презентации на автосалоне виртуальную копию прототипа внесли в симулятор Gran Turismo 6.

Ожидание
В течение двух лет поклонники обсуждали возможные характеристики машины, о чём охотно писала пресса. Говорили о гибридных установках, затем заявили о трёх бензиновых агрегатах, но позднее это опровергли. К концу 2015 года стало ясно, что спортивных автомобилей будет два. Различия будут в дизайне, и каждый будет выпускаться под собственным брендом.
В начале 2016 года появились снимки прототипа родстера с мягкой крышей, замаскированного под камуфляж, который сразу был признан преемником модели BMW Z4. Через несколько месяцев австрийская компания Magna Steyr подтвердила слухи о том, что оба спорткара будут собираться на ее предприятии с 2018 года с разницей в несколько месяцев: сначала Z4, потом Supra. Был даже озвучен предполагаемый объем производства – 60 тысяч экземпляров в год.

В сентябре 2016 года тестовый прототип спортивного автомобиля Toyota в камуфляже попал к фотографам. Это дало поклонникам три причины для беспокойства: сомнения скептиков в существовании новой Supra рассеялись, снимки подтвердили разный дизайн экстерьера Z4 и Supra, а также в камуфляже проглядывались общие черты с культовой A80.

Информационное затишье вновь наступает. За полтора года спорткары несколько раз замечают вместе на полигонах для испытаний. Некоторую информацию по технике удалось узнать: новые поколения Supra и Z4 будут использовать общую платформу и трехлитровый бензиновый двигатель «шестерка», разработанный BMW.

Мы ждали ее 16 лет… Подождем еще год.
В нарушение ожиданий, Toyota на Женевский автосалон 2018 года привезла не серийную версию Supra, а спортивный прототип GR Supra Racing Concept, разработанный заводским спортивным подразделением Toyota GAZOO Racing. Именно это позволит повысить интерес к товарной модели и продемонстрировать внешний вид автомобиля в спецификации GTE, с которой Toyota планирует выступать в Чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC), гонке «24 часа Ле-Мана» и японском чемпионате Super GT. Однако раньше спорткар появится в автосимуляторе Gran Turismo Sport.

Переднемоторное заднеприводное купе получили максимально облегчённую конструкцию и гоночное «оперение».
Его украшают композитные материалы, большое антикрыло, мощный диффузор, специальная выхлопная система, тормозные механизмы Brembo Racing, гоночные диски BBS с шинами Michelin. Кузов дополнили каркасом безопасности, спортивными креслами OMP, рулевым колесом с дисплеем и быстром отсоединением, системой пожаротушения и панелями из углепластика на дверных картах.

К сожалению, подробности о силовой установке и коробке передач пока остаются засекреченными. Даже Тецуя Тада, главный инженер проекта и спортивного подразделения GAZOO Racing, автор купе GT86, во время нашей встречи на автосалоне не раскрыл этих секретов. Вместо этого он поделился другой, не менее важной информацией.

Тецуя Тада — ведущий инженер проекта и спортивной группы GAZOO Racing.
5КОЛЕСО: Какая-нибудь выдающаяся черта нового спортивного автомобиля вас интересует?
Тецуя Тада: Создавая новую Toyota Supra, главное внимание уделялось удовольствию от вождения для водителя. Как и купе GT86, это будет сбалансированный спортивный автомобиль. В отличие от GT86, в новом автомобиле мощный турбированный мотор был заложен в концепцию проектирования с самого начала. Что касается модели 86, то для создания версии с турбонаддувом придется переработать базу, чтобы сохранить необходимый баланс.
5КОЛЕСО: Какую причину скрывает задержку в возрождении спортивного автомобиля Supra компанией Toyota, которая выпускала его с 1978 по 2002 годы в четырёх поколениях?
Тецуя Тада: В течение длительного времени компания Toyota ставила своей целью выпуск наибольшего количества автомобилей в мире. Многие критикуют нас за недостаток ярких машин. Начинается новая эпоха, мы снова включаем в свой модельный ряд спортивные модели. Уже есть GT86, скоро появится Supra пятого поколения. Если клиенты проявят интерес к возрождению моделей Celica или MR2, то мы постараемся удовлетворить их запросы.

5КОЛЕСО: Новая Toyota Supra – это пятое поколение легендарного спортивного автомобиля?
Тецуя Тада: Конечно! Новая Supra — прямая наследница модели А80. Новая Супре известна большому количеству поклонников по всему миру, в том числе и в России. Хотим собрать как можно больше мнений, чтобы убедиться в понимании ожиданий от новой модели и полностью их удовлетворить.
5КОЛЕСО: Какое чувство или источник служили вам вдохновением при разработке пятого поколения Supra?
Тецуя Тада: Модель FT-1 оказалась главным источником вдохновения.
5КОЛЕСО: То есть только концепт FT-1?
Тецуя Тада: Мы постоянно черпаем знания из опыта Porsche. Выпуск каждой новой модели марки становится для нас поводом для изучения и освоения передовых технологий.
5КОЛЕСО: Так было и с GT86?
Тецуя Тада: Porsche — эталон спортивных автомобилей.

5КОЛЕСО: Каким образом распределились обязанности между компанией Toyota и BMW?
Тецуя Тада: При разработке проекта Toyota и BMW разделили обязанности: компания предложила базовую концепцию, а BMW занималась улучшением автомобиля и его производством. Каждая сторона также отвечала за дизайн своей модели – экстерьера и интерьера. В команде BMW трудятся специалисты с примерно такими же обязанностями, что и у меня. Я постоянно общаюсь с ними, чтобы обсудить каждый вопрос и принять дальнейшие решения.
5КОЛЕСО: В чём главное отличие новых Suprа и Z4?
Тецуя Тада: Несмотря на совместную работу над спорткарами, будущие Supra и Z4 будут совершенно разными автомобилями. Различия проявятся в максимальном количестве деталей, характеристик и позиционирования на рынке. Но кое-что общее между ними все же будет, и вы наверняка знаете, что это.
Тада-сан указал, что сотрудничество с BMW по спортивному автомобилю было вызвано необходимостью для пятого поколения «Супры» FR-архитектуры (продольно расположенный двигатель спереди, привод сзади) и мощной рядной турбошестерки, которые и предоставили баварцы.
Компания Toyota намерена представить дорожную версию спортивного автомобиля Supra A90 в начале 2019 года. Мы ждали её шестнадцать лет… Дождёмся ещё год.