Проверка Ford Mondeo CNG на метане – экономия?

Тестирование Ford Mondeo на сжиженном природном газе. Экономия за счет топлива.

Ford Mondeo Цена: от 2 000 000 р. В продаже: с 2018 г.

ТЕОРИЯ

Сжиженная пропан-бутановая смесь уже заняла свою нишу на рынке, а вот сжатый газ, или КПГ, как его называют специалисты, пока только набирает популярность. В отличие от сжиженного топлива, основой этого газа служит метан — тот же природный газ, который используется в домах и планируется подавать по трубопроводам Сила Сибири, Турецкому и Северным потокам. Из-за минимальной подготовки до потребителя он дешевый и доступный. Метан не сжижается при обычных температурах, поэтому его набивают в баллоны под давлением 200 атмосфер, а измеряют не в литрах, а в кубометрах при пересчете на атмосферное давление.

Все видели автобусы с рядами длинных баллонов на крыше, грузовики с такими же баллонами под платформой. А заправки обычно не отличались сервисом и дизайном, располагаясь в отдаленных промзонах. Теперь Газпром зарегистрировал специальный бренд и значок для заправок, а также модернизировал несколько существующих заправочных станций. Интересно, что заправкам не нужен собственный транспорт: газ поступает к ним по трубе.

В большинстве стран распространение автомобилей на метане происходило под воздействием или стимулированием государства. В перспективе видится, как минимум, один подобный рычаг: на сжатом газе относительно легко укладывать выбросы в рамки Евро-5 и даже Евро-6. С бензином это значительно более сложная задача.

В России машин на сжатом газе в частном пользовании немного. Но появилась перспектива: АвтоВАЗ выпустил две модели с аббревиатурой CNG, на которых установлена аппаратура для использования метана заводским способом.
Появилась потребность заполнить нишу автомобилей более высокого класса на этом топливе. И ждать долго не пришлось: первым таким автомобилем стал «Форд Мондео» от фирмы АВИЛОН, дилера компании «Форд» с 1993 года, сегодня крупнейшего.

ЗНАКОМСТВО

На борту указано: «Первый в России серийный автомобиль бизнес-класса на газомоторном топливе». Ключи передают торжественно рядом с офисом ФГУП «Мосавтогаз» Министерства энергетики Российской Федерации и компании «Газпром газомоторное топливо». После небольшого инструктажа начинается движение.

Сразу же возникает вопрос, который потом задавали неоднократно: как едет? «Мондео» в обычном бензиновом варианте присутствует на рынке уже давно, но не утратил своей актуальности и популярности. Машина слегка приземиста, будто прижата к дороге, фары немного опущены — с первого взгляда понятно, что перед тобой не семейный автомобиль. Безусловно узнаваема задняя светотехника.

Он не глуп: например, всегда вовремя сам переключал фары с ближнего на дальний свет и обратно, корректировал границу ближнего света и «заглядывал» линзами за угол. Услужливый: оперативно подогревал то, что хотелось подогреть. Сиденье, руль, стекла и зеркала. Мне всегда нравилось, как «Мондео» этого поколения рулится: четко, уверенно. Интерфейс управления электронной начинкой автомобиля прост и понятен, привыкаешь быстро. Даже к двадцати двум кнопкам на руле.

Главное же было другое, правда? Вас интересовало — как едет машина. Точнее, разгоняется ли она. Говорят, машины на газе имеют худшие характеристики, медленнее реагируют и тоскливее разгоняются. Но я скажу вам: такого не заметил.

Современный двигатель отличается высоким коэффициентом сжатия, может смещать точку зажигания вперед (октановое число газа около 110), а распределенный фазированный впрыск топлива с отдельным блоком управления превзойти по точности ранние газовые смесители. Потому машина едет почти одинаково как на газу, так и на бензине. Переключение топлива во время движения тоже не дает заметных изменений: доля секунды переходного режима, и все — движение продолжается.

Можно выявить некоторые нюансы работы двигателя на беговых барабанах или полигоне при максимальных нагрузках. В городских условиях, на шоссе, в обычном движении разницы не заметишь. При использовании автоматической коробки передач различия будут полностью незаметны.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Неделя знакомства с машиной позволила все внимательно рассмотреть. Газовый баллон объемом 80 литров разместился за спинкой дивана, со стороны багажника его закрывает панель. Хорошо, что я не люблю лыжи, а для перевозки рассады этот класс автомобиля не характерен. Длинномеры исключены. Багажник, конечно, уменьшился. Мог быть еще меньше, если бы установщик выбрал 90-литровый баллон. Но тогда пришлось бы перемещать запаску. В данном варианте она осталась на своем месте и доступна.

Запасное оборудование расположено за перегородкой, доступ к нему очень прост.

Вид на композитный баллон со стороны салона.

Под капотом можно легко обнаружить двухступенчатый редуктор и газовые форсунки системы. Рядом с радиатором расположено заправочное устройство.
Пользовался им трижды: закачивал 6, 14 и 20 кубометров газа. 20 — полная вместимость балона. Видно различие в нелинейности процесса. Если при заправке бензином колонка отщелкивает цифры с одинаковым темпом, то сжатый газ в пустой баллон поступает быстро, затем процесс замедляется, а в конце вовсе останавливается — готово, больше не закачать.

Рядом с масляным щупом легко заметить различие с бензиновым автомобилем – газовые форсунки.

Редуктор, состоящий из двух ступеней, предназначен для понижения давления газа.

Штуцер из шланга для заправки. У «Мосавтогаза» такой…

… а «газовая пушка» напоминает бензиновую «рукоятку».

Заправочных станций со сжатым газом примерно в сто раз меньше бензиновых, поэтому составление маршрута требует определенного расчета. Проложить его можно с помощью приложения Мосавтогаз. В Московском регионе функционирует четырнадцать АГНКС: восемь принадлежат компании Мосавтогаз, пять — «Газпром газомоторное топливо», одна — партнерской организации. «Газпром» сообщает о планах открыть в первом квартале 2019 года четыре станции и одну Мосавтогаза.

Современная заправка «Газпрома».

Заправка «Мосавтогаз».

Грузовые автомобили и автобусы обычно заезжают на заправки. На одной из них рассказали, что регулярно появляются «Лада Веста CNG». А у меня как-то заправлялся целый «Линкольн Навигатор» с армянскими номерами. Оказалось, в Армении примерно половина всех автомобилей работает на метане. Страна, конечно, бедная — но «Навигатор»…

БЕЗОПАСНОСТЬ

Примечательно, что никто из описывающих проблемы с автомобилями на сжатом газе сам не сталкивался с ними. Вероятность повреждения в аварии или разрыва баллона крайне мала, статистика указывает, что скорее воспламенится бензин из топливного бака. В случае утечки её почувствует человек даже с ослабленным обонянием по характерному запаху — меркаптану. Метан легче воздуха и накопить его в опасной концентрации сложно, в автомобиле он быстро рассеивается. На заправках после подключения к колонке просят отойти от автомобиля — это скорее предосторожность на случай разрыва шланга, ведь давление составляет 200 кг/см². 2Это значительное давление. Само устройство из гибких шлангов с газом отсутствует, а автоматический клапан закроет баллон в случае утечки.

Кнопка «газ-бензин» также отображает объем газа в баллоне. Четыре светодиода в нижней части светятся зеленым цветом – баллон полный.

ЭКОНОМИКА

За неделю пробег составил около 500 километров, и было израсходовано примерно 40 кубометров газа. Стоимость газа при курсе 17,5 рубля за кубометр составила 700 рублей, а средняя стоимость километра — 1,4 рубля. В тех же условиях на бензине пришлось бы потратить около 2200 рублей (50 литров АИ-95), что составило бы 4,5 рубля за километр. Для водителя, проезжающего годовых 50 тысяч километров, разница в цене получается около трех рублей на километр. За год это накопится до 150 тысяч рублей: водитель полностью окупит газовое оборудование и еще сэкономит.

Желаете размещать лыжи в салоне? Вполне достойный бокса для крепления на крышу обойдется примерно в тридцать тысяч… И будет возможность добавить, безусловно, полезные дополнения.

Эксплуатационные расходы

Пробег автомобиля за время теста 500 км
Средний расход топлива 8 м3/100 км
Периодичность техобслуживания 15 000 км/12 мес.
Стоимость ТО у официального дилера (ТО-1/ТО-2) 13 300 / 17 200 р.
Стоимость ОСАГО для данного автомобиля 13 000 р.
Стоимость каско для данного автомобиля 57 564 р.
Транспортный налог 5215 р./год
Стоимость 1 км с учетом пробега 20 000 км в годРесурс, обслуживание, страхование гражданской ответственности и страхование КАСКО, а также транспортный сбор. 6,5 р./км

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

В 1980-е понятие «бизнес» в стране считали скорее негативным. Потому газобаллонную «Волгу» ГАЗ-24‑27 называть бизнес-авто не совсем корректно. Хотя по классу, с учетом особенностей того времени, она к «Форду Мондео» и близка. Около тысячи таких автомобилей трудились в такси, расходуя на каждые 100 км пробега по 8 кубометров газа из своих трех 50‑литровых баллонов. В последующие годы газобаллонное оборудование ставили на самые разные машины, в том числе бизнес-класса. АВИЛОН оказался первым, кто не только установил аппаратуру, но и получил на автомобиль сертификат одобрения типа, что делает его по факту серийным. Покупателю машины это экономит время и деньги на оформление ее газовых возможностей.