Противостояние легенды и гигантов
Битва гигантов: Toyota Land Cruiser 200 и «Мегакрузер».
Несмотря на негативные изменения на российском рынке автомобилей, появилось заметное событие: за 2,2 миллиона рублей можно купить японский аналог легендарного «Хаммера». Японские разработчики в некоторых аспектах превзошли своих американских коллег.
Вопрос названия модели неоднозначен. Запоминающееся имя Mega Cruiser принадлежит гражданской, доработанной версии военного внедорожника. Выпускалась она небольшим тиражом. Именем «Мегакрузер», принадлежавшим гражданской версии, стали называть и военные варианты.
Официальное наименование (Toyota BXD10) не совсем подходит к испытуемому образцу, потому что юридически перед нами не «Тойота».
Российская компания «Экспедит», занимающаяся поставками внедорожников, получила в наследство «Мегакрузер» и указанное имя в ПТС.
Схема перехода модели из одной страны в другую частично повторяет аналогичные процессы с другими «японками», попадающими на Дальний Восток в виде «распила». Чтобы снизить размер пошлины и конечную цену, внедорожники, служившие в японской армии с 1995 по 2002 год, поставляются к нам в виде машинокомплектов, а затем здесь превращаются обратно в работоспособные средства передвижения.
Например, тестируемый образец пробежал не более 70 тыс. км. Это, по словам организаторов, максимальная цифра – некоторые экземпляры поступают и вовсе без пробега. Купить подобную технику может любой желающий, а вот управлять…
Регистрировать аппарат как легковой автомобиль было сложно импортерам, поэтому решили оформить его как «снегоболотоход». Это звание ему не подходит из-за недостатка плавучести. По этой причине передвигаться на нем можно где угодно, кроме автомагистралей и дорог с указателями «Движение легковых автомобилей» и «Движение тракторов запрещено». Управлять этим средством передвижения разрешено только при наличии «тракторных» прав.
Самое интересное – внутри. Вопрос знатокам: скажите уважаемые джиперы, каковы признаки настоящего внедорожника? Зависимая подвеска с неразрезными мостами? Кондовый рамный кузов? Механическая коробка передач? Японские военные инженеры с вами не согласятся – военный крузер щеголяет полностью независимой подвеской, классическим автоматом и почти невесомым пластиково-металлическим оперением рамы. Плагиат на его величество Hummer H1? Не совсем: если под широченной мордой американского внедорожника в глаза сразу бросаются выпирающие толстенные рычаги подвески, опирающиеся на пружины, то здесь спереди – более компактные двойные А-образные «косточки» и невидимые торсионы. Сзади – подобные же двойные рычаги, но уже в комплекте с пружинами. Но в целом схожесть с «Хаммером» присутствует: здесь также, как и у американца, для повышения клиренса и передаточного числа внутри колес расположены бортовые редукторы, к которым подходят ШРУСы от редукторов мостов. Из-за того что места они занимают изрядно, вентилируемые тормозные диски с суппортами отнесены ближе к мостам – так, кстати, уменьшаются неподрессоренные массы, а сами механизмы меньше загрязняются.
Колеса также необычные – найти подходящие шины с размерностью 37х12.5R17.5 будет непросто. Соотечественники смогли подобрать аналог: «шишиговские» 18-е диски с чуть расточенными отверстиями и штатными шинами подходят «Тойоте». Благодаря этому у японцев получилось добиться колоссального клиренса в 42 см (у «Хаммера» даже на 1,5 см меньше). Все версии оснащены централизованной подкачкой колес (есть всего два положения – 2,2 или 1,1 атм), благодаря которой можно повысить пятно контакта шин с покрытием, а в случае прокола дотянуть до «базы» без запаски. Что касается силовых агрегатов, то здесь все в порядке: под капотом спрятан большой 4,1-литровый 4-цилиндровый турбодизель (индекс 15B-FTE), который устанавливался преимущественно на тойотовские среднетоннажные грузовики и автобусы. В качестве коробки передач использован четырехступенчатый автомат от Land Cruiser 80.
Главное преимущество этого автомобиля – подруливающая задняя ось, которая управляется гидроусилителем руля. Благодаря этому радиус разворота пятиметрового вездехода составляет всего 5,6 метра – почти как у обычного «Форда Фокуса». На скользкой дороге этот автомобиль поворачивает, словно волчок. Он более маневренный и мощный, чем его военный аналог, но в плане драйва на льду ему все же немного уступает: после отключения трекшн-контроля он позволяет «повваливать» боком, но делает это без особого энтузиазма.
Благодаря использованным конструктивным решениям герой получил впечатляющие геометрические показатели: углы въезда/съезда составляют 49 и 45 градусов. Рядом стоящая Toyota выглядит почти безобидно: у неё почти вдвое меньше клиренса и «жалкие» углы в 32 и 24 градуса. Несмотря на габаритные размеры и массу, военный внедорожник оказался не настолько больше, как ожидалось: «Мегакрузер» объемнее «двухсотки» по всем фронтам на 15–20 см и тяжелее всего на 200 кг (2900 кг). Такой небольшой вес для техники такого типа удалось достичь благодаря компактным подвескам, минимальной внешней обшивке и отсутствующей внутренней отделке кузова.
В тесте на снежную проходимость «Мегакрузер» не был фаворитом – коллеги даже застряли с ним в казалось бы безобидном месте.
Резина не подходила нашим погодным условиям: АТ-шные шины были изношены и помнили землю Страны восходящего солнца. Чтобы уверенно двигаться по тяжелому «теплому» снегу, пришлось активировать три блокировки – межосевую и две межколесные. 200-й с шипованными Yokohama ехал гораздо увереннее, хоть и собирал передним бампером сугробы как бульдозер.
В равном бою на нормальных колесах мега-оппонент, естественно, себя в обиду не даст. Но как поведет он себя на рельефной местности? Ведь независимая подвеска априори имеет худшую артикуляцию, чем полностью мостовая. Дома я изучил вопрос: по данным испытаний общий ход подвесок «Мегакрузера» составил 650 мм, что впечатляет. Для сравнения, мостовая легенда английской оффроуд-школы «Дефендер» имеет показатель 545 мм, а наш сегодняшний японский оппонент Land Cruiser 200 с его колоссальной артикуляцией почти догнал «вояку» с результатом 600 мм. Более короткоходная и рассчитанная на большую нагрузку подвеска «Хаммера» подобными характеристиками похвастать не может: ход подвески штатного Hummer H1 составляет всего 435 мм.
Сравнивать «Мегакрузер» на дорогах общего пользования с LC 200 было бы нарушением правил как идеологически, так и юридически — «тракторных» прав у кого-то нет… Но, судя по просёлочным дорогам, управлять Toyota BXD10 не сложнее, чем классическим «Ленд Крузером». Из удобств здесь автомат и гидроусилитель руля. По легкости управления, чувству габаритов и тяговитости мотора «Мегакрузер» совсем не уступает. Разве что потряхивает на кочках сильнее и шумов в салоне больше — ведь пассажиров отделяет лишь тент и тонкие кузовные панели.
Аскетизм здесь доведен до предела: у военного автомобиля все должно быть просто, функционально, ремонтопригодно и надежно. Разница с современными гражданскими машинами особенно бросается в глаза после перехода из светлого кож салона «двухсотки» в «Мегакрузер».
Все элементы конструкции «Мегакрузера» настолько продуманны и изящны, что сначала это пугает. Например, пластиковый невесомый капот застегивается с двух сторон на простые, но удобные петли; двери оснащены хоть и примитивными «отмычками», но открываются (и закрываются!) легким движением руки. Решение для стеклоподъемников вообще растрогает владельцев уазовских «козликов»: тянешь за подпружиненную втулку на двери, и вместе с ней опускаешь стекло вниз. Удобно! Посадка за рулем не идет ни в какое сравнение с роскошным салоном LC 200: из-за широкого тоннеля на полу, где упрятаны элементы трансмиссии, приходится сидеть довольно близко к двери; а рулевое колесо при этом отодвинуто слишком далеко от сиденья. Но если сравнить с ветеранами милитари-жанра ( Defender или HMMWV), то военная «Тойота» выглядит образцом эргономики.
Пассажирам при поездке на высокой скорости по пересечённой местности может быть неудобно: складывающиеся сиденья, вмещающие ещё восемь человек, расположены вдоль борта и ремнями не оборудованы. Но если сложить сиденья, «Мегакрузер» превращается в грузовик.
Перспективы
Будет ли спрос на такую узкоспециализированную технику? В России целевую аудиторию точно найдется. Прежде всего, среди путешественников – такой аппарат прекрасно подойдет для постройки кемпера «с нуля». Ведь серьезных альтернатив сегодня не так уж много. Производство 70-й серии «Ленд Крузеров» возобновлено (заказать ее можно через неофициальных дилеров), и это до сих пор одна из самых популярных и удачных заготовок для постройки экспедиционника. Правда, цена у такого автомобиля, хоть и с 30-летней конструкцией, переваливает за 4 миллиона. Также «Мегакрузер» может рассматриваться как альтернатива не менее легендарному ГАЗ-66, минусы которого всем известны. Чего стоит «гениальное» по своей эргономике место водителя – ни об одном другом рычаге переключения передач не ходило столько легенд! Из схожих по проходимости еще можно припомнить не менее легендарные проходимцы Steyr Puch Pinzgauer с хребтовыми рамами, которые выпускались австрийской компанией Steyr-Daimler-Puch по заказу швейцарской армии. На вторичке эти вездеходы с колесными формулами 6х6 и 4х4 можно приобрести минимум за 1,2 млн. За схожие деньги также можно найти Volvo Laplander с портальными мостами, но ассортимент тоже небогат – на рынке встречаются единичные, чудом сохранившиеся экземпляры.
В России альтернативой могут быть такие модели, как ГАЗ-66, Volvo Laplander С303 и Steyr Puch Pinzgauer 718.
Предложение компании «Экспедит» весьма неплохое. Вот он – вездеход мечты! Цена адекватная, проходимость колоссальная, агрегаты надежные. В общем, широчайший простор для джиперской фантазии.
Невозможность передвигаться по автомагистралям и необходимость получения тракторных прав ещё можно пережить, но проблемы с сервисом могут осложнить жизнь путешественнику. Ограниченная возможность покупки запчастей – пожалуй, главный недостаток такого замечательного «проходимца». Заказанную деталь получить возможно, но цена и время доставки вряд ли кого обрадуют.
Toyota BXD20
Toyota LC 200
HMMWV М998