Простые и безмозглые: какие двигатели нужны российским автомобилям
Правительство готовится смягчить экологические требования к автотранспорту: объясняем, почему это хорошо
В условиях, когда не вполне понятно, как вообще преобразится автопарк России в ближайшее время, разговоры про экологические классы могут показаться неуместными. Вообще-то, согласно техрегламенту, все выпускаемые на рынок машины должны соответствовать пятому экологическому классу и выше. Но, в условиях ломки всех логистических цепочек, это стало нереально – злые языки даже поговаривают о возврате в карбюраторную эпоху. Ну, на то они и злые… И, все же, а что будет-то?
Похоже, что требования техрегламента по части вредных выбросов будут приостановлены. Какой смысл требовать то, что осуществить нереально? Скажем, КамАЗ и «Урал» смогут производить машины в этом экоклассе, в лучшем случае, до конца апреля, а потом склады с комплектующими опустеют. В легком коммерческом и легковом сегментах ситуация аналогичная. Создать мотор, который сочетает мощность с экологичностью, на карбюраторах невозможно – нужна электроника. Вот здесь-то у нас и проблемы: разработать, собрать и спаять мы еще можем, а вот с основными «кирпичиками», из которых создаются блоки управления, у нас – наличие отсутствия. И даже отечественная «Итэлма», обеспечивающая электронными блоками тот же ВАЗ, использует при этом зарубежные компоненты.
В условиях, когда не вполне понятно, как вообще преобразится автопарк России в ближайшее время, разговоры про экологические классы могут показаться неуместными. Вообще-то, согласно техрегламенту, все выпускаемые на рынок машины должны соответствовать пятому экологическому классу и выше. Но, в условиях ломки всех логистических цепочек, это стало нереально – злые языки даже поговаривают о возврате в карбюраторную эпоху. Ну, на то они и злые… И, все же, а что будет-то?
Вопрос, до какого экоуровня произойдет реальное снижение, носит дискуссионный характер: ответ неизвестен никому. Абсолютно всё зависит от того, какие комплектующие окажутся в нашем распоряжении. Если автозаводу каким-то образом удастся решить вопрос импортозамещения – будем продолжать делать класс 5. Если нет – будем производить то, что получится.
На этой, не самой оптимистичной ноте, процитируем создателя знаменитой Нивы ВАЗ-2121 – Петра Прусова. Сказано было еще в эпоху «Евро-4», то есть давно, но звучит на удивление современно…
«Для России нужны легковые дизели с механическим ТНВД. Простые — без электроники, «безмозглые», неприхотливые и экономичные: их легко обслуживать и ремонтировать. И наладить их производство — тоже не проблема. Кстати, именно по этому пути пошли китайцы. Но у нас сегодня приняты экологические стандарты «Евро-4», идём к «Евро-5». Для больших городов это, наверное, разумно, но в провинции, я уверен, не стоит. Ничего страшного не случится, если вне «миллионников» отказаться от этих «Евро». Однако это необходимо решать на законодательном уровне. И пока тут перспектив я не вижу».
Умные мысли. Зачем в России, с ее сумасшедшими просторами, тупо ориентироваться на какие-то евронормы? Одно дело – центральные районы городов, зоны отдыха и тому подобное, и совсем другое – ситуация по Высоцкому, когда «назад пятьсот – пятьсот вперед». Там нужны не Евро-10, а надежность и неприхотливость. Не будем забывать и про то, сколько автомобилей реально сегодня ездит с «обманками» вместо каталитических нейтрализаторов…
Впрочем, даже для «безмозглых» двигателей все равно потребуется подзабытое ныне словечко – индустриализация. Об этом говорит и глава совета ТПП России по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза. «Не откладывая, прямо сейчас, нужно принимать решения по реиндустриализации в России. И первое, что нужно немедленно сделать — в каждой отрасли создать институты развития, то есть фонды развития промышленности. Которые давали бы предприятиям на проекты импортозамещения кредиты по ставке 1−3% годовых. И, второе: обязать Центробанк их финансировать».
Хочется верить в то, что ставка на убогие отверточные технологии, напоминающие игру в детский конструктор, получат, наконец, должную оценку «наверху». Конечно, Россия не должна самостоятельно изготавливать любой мыслимый и немыслимый ширпотреб – это понятно. Но выпуск двигателей – вопрос серьезный. Иначе чиновники додумаются поставить на голосование вопрос о необходимости срочного импорта ослов и верблюдов: им микроконтроллеры точно не нужны…