Проще некуда: как наши отцы и деды защищали машины от угона


Проще некуда: как наши отцы и деды защищали машины от угона

Давным-давно, когда не существовало платных охраняемых парковок, сигнализации были в диковинку, а гараж удавалось купить только по блату, чтобы сберечь своего «железного коня» автовладельцам приходилось пользоваться тем, что было. В ход шли самые примитивные устройства, которые сейчас вызывают разве что улыбку

Ценность личного автомобиля в эпоху СССР была гораздо выше, чем сегодня – но дело не в сумме из прайс-листа. На автомобиль копили годами и влезали в долги. На него годами же стояли в очереди. Многие искренно полагали, что машина покупается на всю жизнь, потому что второго шанса уже может и не быть. Сегодня трудно понять, как это автомобиль мог считаться чуть ли не членом семьи, но это недалеко от истины. При этом на его содержание из семейного бюджета безропотно выделались любые средства. А утрата автомобиля – это катастрофа.

Можно с улыбкой вспомнить рязановскую комедию, где следователь был обеспокоен угоном аж трех автомобилей. Действительно, по сравнению с сегодняшним днем  личных машин было оскорбительно мало, да и угонов – тоже. Поэтому для защиты автомобилей от угонов не предлагалось практически ничего. Гаражами владели единицы – остальные машины всю жизнь проводили под открытым небом. Для самоуспокоения можно было оформить страховку, но каждый понимал, что рыночная стоимость его машины гораздо выше номинала, а потому даже выплаченная страховая сумма не вернет ему машину. Поэтому автомобиль все-таки старались как-то защищать.

Механика

В продаже иногда попадались механически замки на педали для какой-то конкретной машины. Их покупали – отдать несколько рублей для самоуспокоения казалось вполне естественным делом. Массивная чушка с примитивной замковой частью была очень неудобна в использовании, однако от «юных пионеров», решивших покататься на новеньких соседских жигулях, она спасала. В остальное время она, как правило, болталась под ногами водителя, угрожая вползти под педальный узел. Любой серьезный угонщик вскрыл бы ее моментально, и уж, конечно, не стал бы перепиливать. Кроме того, такой замок не мог помешать откатить машину.

Проще некуда: как наши отцы и деды защищали машины от угона

Самой бесполезной противоугонкой была так называемая «кочерга», дожившая до наших дней. Пользоваться ей было не в пример удобнее, чем педальным замком: цепляешь одним концом за педаль, другим за рулевое колесо – все, готово! Однако и это могло отпугнуть только подростков. Замковая часть «кочерги» была примитивной, а при желании угонщик мог снять ее, не открывая – достаточно было принести в жертву рулевое колесо. Достоинством такой противоугонки было то, что ее хорошо видно с улицы, а потому малолетние хулиганы могли поискать себе для забавы другой автомобиль, у которого никаких запоров не было.

Маятник 

Микроэлектроника еще не захватила власть над миром, а потому многие решения 70-х кажутся примитивными. К примеру, вместо нынешних шок-сенсоров и всевозможных микроволновых датчиков промышленность иногда предлагала примитивные устройства, реагирующие на качание кузова. Пружинящая стальная полоска с грузиком на конце, подключаемая параллельно кнопке звукового сигнала – куда уж проще-то. От угона, естественно, не защищает, но внимание точно привлекает. В те времена на кричащие машины народ еще обращал внимание. 

Электроника

Первые электронные противоугонки типа «Саргис» или «Полкан» были сделаны из простейших радиоэлементов – никаких брелочков тогда еще не было. Поэтому владелец машины, установивший себе подобную систему, отпирал дверь ключом, после чего должен был в течение нескольких секунд нащупать потайной выключатель и щелкнуть им, чтобы машина не завопила. В некоторых устройствах при этом блокировалась система зажигания.

Проще некуда: как наши отцы и деды защищали машины от угона

Тумблер

Простейшая противоугонное устройство той поры – переключатель, разрывающий стартерный провод. Можно крутить ключом зажигания – мотор не пустится. Как правило, подобную «услугу» предлагали владельцам новеньких жигулей – мол, за пять рублей и десяток минут всё сделаем в лучшем виде. Тумблер на всех машинах, конечно же, прятали в одних и тех же местах – например, в «бардачке». При этом гаражные «Кулибины» не афишировали тот факт, что слаботочный переключатель вскоре обязательно помрет от непосильных токов, а вслед за этим автомобиль откажется заводиться. 


Источник