Производство «Москвича-400»: история создания первого автомобиля для масс

Изображение: img.freepik.com


В 1946 году в СССР начали выпускать несколько новеньких машин: «Победу», грузовик ГАЗ-51 и автомобиль для народа «Москвич-400».

Долгий путь к конвейеру


Советское партийное руководство еще в 1930-е годы прошлого века, изучая опыт западных соседей, решило, что стране нужен автомобиль для индивидуального пользования. Советский подход отличался от европейского и американского. За границей машина считалась символом свободы, а в СССР – хорошим тренажером для получения водительских навыков. Такие навыки могли пригодиться как в мирное время, так и во время войны.

Автомобиль КИМ-10-50


Завод Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), позднее ставший МЗМА, получил задание создать «народную» машину. В 1940 году начался небольшой выпуск модели.
КИМ-10Машину разработали на базе Ford Prefect, но дальше дело не продвинулись. По одной версии, автомобиль не пришелся по вкусу Сталину из-за двух дверей, а потом началась Великая Отечественная война и о «народном автомобиле» пришлось забыть.


В 1945 году вернулись к этому вопросу. Иосифу Виссарионовичу продемонстрировали четырехдверный седан КИМ-10-52 и немецкий…
Opel Kadett K38Лидер поручил скопировать и выпустить в июле 1946 года «немца».

Четырёхдверный Opel Kadett


Задача оказалась невыполнимой из-за того, что после победы у СССР имелись права на немецкое промышленное оборудование в Германии. Например, находившееся на заводе в городе Рюссельсхайме — именно там собирали «Опели». Правда, пользы от оборудования практически не было, поскольку во время войны предприятие перешло на выпуск авиационных деталей. Но главное заключалось в том, что завод был разбомблен британцами.


Благодаря стараниям удалось обнаружить тайники с документацией по производству шасси и кузова модели Kadett K38 в двухдверном исполнении (эта модель пользовалась наибольшей популярностью до войны). Найти чертежи силовых агрегатов не удалось.

Двухдверный Opel Kadett


Советские инженеры имели часть документации и несколько живых «Кадетов». Из этого запаса требовалось создать первый массовый автомобиль СССР. Обратиться за помощью к американским коллегам из концерна General Motors, который приобрел Opel в 1929 году, не стали из-за испортившихся отношений после войны.


Советским специалистам не хватало собственных сил для создания автомобиля, поэтому к проекту подключили самих немцев. Как показало время, этот шаг оказался удачным. Германские мастера из бюро в Шварценберге создали четырехдверный кузов, шаблоны для штампов и другие части «Опеля». Инженеры из берлинской конторы воссоздали нижнеклапанный мотор с чугунным блоком и баббитовыми подшипниками.

На просторах Союза

По официальной версии, первый «Москвич-4004 декабря 1946 года состоялся показ автомобиля. Советские люди очень тепло встретили «Москвич». Важную роль сыграли передовые решения в его конструкции: независимая подвеска типа Дюбонне, несущий кузов, гидравлические тормоза, алюминиевые поршни мотора и стеклоочиститель с механическим приводом от распредвала силового агрегата. Поворотные указатели отсутствовали, так как в то время не считались обязательными.

Москвич-400-420


В 1947 году, в год празднования 800-летия Москвы, предприятие выпустило юбилейную партию легковых автомобилей. От стандартных версий их отличал аккуратный геральдический щит на капоте слева.

Отправка продукции МЗМА, 1951 год


Улучшения постепенно внедрялись в автомобиль «Москвич». Сначала инженеры установили синхронизаторы на третьей и четвертой передачах. После этого рычаг коробки передач перенесли на рулевую колонку, а подшипники заднего моста усилили. Силовой агрегат также претерпел ряд модернизаций. Главное изменение — увеличение мощности с 23 до 26 «лошадок». Модель с модернизированным двигателем получила обозначение «Москвич-401-420».

Москвич-401-420


Модель «Москвич» оказалась настолько успешной, что на её базе разработали фургон «Москвич-400-422», медицинский автомобиль «Москвич-400М» и кабриолет «Москвич-400-420А». С начала серийного производства машины экспортировали в Финляндию, а затем география поставок расширилась, охватив Албанию, Польшу и Китай.

Фургон Москвич-400-422

Автомобиль для народа


В конце 1940-х — начале 1950-х годов прошлого века «Москвич» оценивался в восемь тысяч рублей. За те же деньги можно было приобрести…
Победу» просили ровно в два раза больше. А ГАЗ-12 Цена автомобиля составляла фантастические 40 тысяч рублей. Простой труженик мог накопить на «четырехсотого», так как средняя зарплата в то время составляла около 550–600 рублей.

Москвич-400 в Тюменской области


Автомобиль «Москвич-400» прослужил на производстве девять лет, за которые выпустили 247 439 машин различных модификаций. Около двадцати тысяч экземпляров были отправлены за границу. Последний «Москвич» покинул конвейер 20 апреля 1956 года. В истории первого «народного автомобиля» наступила точка. Пришла пора новых героев.