Проехала на прототипе электромобиля Атом: делюсь впечатлениями
На картинговой трассе «Центра технических видов спорта Москва» журналисты испытали один из 13 функциональных прототипов «Атома». Прокатиться на серийной версии первого российского электромобиля-гаджета можно будет в 2025 году, заверили участников тест-драйва в пресс-службе компании-производителя.
Мое первое знакомство с прототипом российского электромобиля состоялось в феврале этого года на полигоне в Набережных Челнах, где работает большая часть инженеров АО «Кама», компании-производителя электромобиля «Атом». Тогда заснеженная площадка не располагала к скоростной езде, зато сейчас специально оборудованная трасса провоцировала настоящую гонку. Большой и живописный трек длиной 1200 м с захватывающими дух левыми и правыми виражами – пожалуй, лучшее место для оценки ходовых качеств функционального прототипа. Мое время круга — 47 секунд, в пересчете на скорость это около 92 км/ч. При этом коллеги-журналисты привозили результаты в 42 и даже 37 секунд, не скрывая положительных эмоций от заездов.
Несколько слов о личных ощущениях. С места заднеприводный «Атом», оснащенный 150-киловатным мотором, стартует очень бодро, рулится понятно. В движении электромотора почти не слышно, а коробки передач нет вовсе – крутящий момент поступает на колеса через редуктор в сборе с дифференциалом. Руль в меру острый, но без излишней чувствительности в нулевой зоне. Гидравлические тормоза с дисковыми механизмами на всех колесах настроены адекватно. Важно отметить большой угол поворота колес. При длине автомобиля почти 4 м радиус разворота составляет скромные 4,9 м. Неудивительно, что «Атом» мог развернуться непосредственно на трассе картодрома. А вот склонность задней оси к заносу в нашем случае можно объяснить малым весом надстройки – сейчас на платформу установлен кузов от схожего по габаритам автомобиля-одноклассника. Первые опытные образцы своих кузовов появятся у «Атома» к концу 2024 года.
Тестовый прототип оборудован рулевой рейкой, количество оборотов от упора до упора 2,5. На презентации рассказали, что для «Атома» разрабатывается steer-by-wire («рулевое управление по проводам»), полностью исключающая механическое взаимодействие компонентов. В системе steer-by-wire руль будет поворачиваться как в компьютерных играх, всего на 90 градусов.
По словам разработчиков, текущий этап — важное звено на пути к запуску автомобиля в серийное производство. Тестирование позволит инженерам получить информацию о поведении всех элементов платформы в реальных условиях и наглядно сравнить ее с результатами цифровых испытаний компьютерной модели. Одновременно с настройкой платформы разрабатываются другие компоненты «Атома» — от специально написанной операционной системы Atom OS до кузова. Испытания проходят в Набережных Челнах и на Дмитровском автополигоне НАМИ – именно оттуда и прибыл в Москву наш функциональный прототип.