Продажи новых машин рухнули: дилеры расплачиваются за жадность?

По итогам сентября продажи новых автомобилей в России упали почти на четверть — это худший результат с начала года

Развитие ситуации с продажей новых автомобилей на российском рынке идет по наихудшему сценарию. Начавшееся в середине лета падение стремительно набирает обороты. Если в июле автодилеры показали минус 6,5%, а в августе продажи упали на 17%, то в сентябре, по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года, рынок откатился на 22,6%. Что будет дальше и на сколько рынок может упасть в октябре не знает никто. Даже в ассоциации АЕБ, которая на протяжении многих лет ведет мониторинг продаж новых автомобилей в России, отказались строить прогнозы на этот год, заявив, что ясность появится только в ноябре.  

Продажи новых машин рухнули: дилеры расплачиваются за жадность?

Основных причин, по которым российский авторынок обновил очередное дно, две, причем одна следует из другой. Первопричина – это искусственный дефицит автомобилей, который, как нас уверяют, вызван нехваткой полупроводников для автокомпонентов (блоков ABS/ESP, ЭРА-ГЛОНАСС, и других). При этом производители чипов говорят об обратном: оказывается, что они уже давно исправно отгружают требуемое количество микросхем своим заказчикам. Ну и как следствие дефицита новых автомобилей  – безумный рост дилерских наценок, из-за чего многие россияне откладывают покупку машины до лучших времен (и правильно делают).

Продажи новых машин рухнули: дилеры расплачиваются за жадность?

Все это похоже на мировой заговор, однако если он и есть, то договориться удалось не всем. Например, китайские автоконцерны проблем с полупроводниками похоже не испытывают. Так Haval нарастил продажи в сентябре почти в два с половиной раза, впервые заняв 10-ю позицию в рейтинге самых популярных автомобильных брендов в нашей стране. Идущая следом Chery, несмотря на отсутствие в линейке машин локального производства, прибавила 137%, а немного отстающая Geely показала плюс 20%. Причем, если бы компания Chery плюсовала к своим продажам кроссоверы Cheryexeed (в отчете АЕБ они идут отдельной строчкой), то уже она, а не Haval, стала бы самым популярным китайским автопроизводителем в России.

Продажи новых машин рухнули: дилеры расплачиваются за жадность?

Что касается некитайских брендов, то здесь нет единой динамики. Лидер рынка, АВТОВАЗ, в сентябре сократил продажи на рекордные 51%. Kia упала на 16%, Hyundai – на 26%. VW и Skoda откатились на 27 и 33% соответственно, а Renault – аж на 46% . Среди японских не премиальных марок все хорошо у Toyota и Mazda, сумевших нарастить продажи на 18 и 19%, при этом Nissan и Mitsubishi упали на 27 и 18%. В «Премиуме» на коне Lexus, показавший плюс 55%. На пятки ему наступает Audi с ростом продаж на 15%. У Volvo небольшой минус (-4%), а вот у Land Rover падение более существенное (-21%). Да, и в сентябрьской статистике нет лидеров премиального сегмента, BMW и Mercedes-Benz – эти марки традиционно отчитываются за квартал и по итогам 3-го квартала идут нос к носу, сразу за Nissan.

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ЗА СЕНТЯБРЬ 2021 (ДАННЫЕ АЕБ)

Avtovaz (Lada) 17 189 -51%
Kia 17 037 -16%
Hyundai 13 624 -26%
Toyota 10 039 18%
VW 7 752 -27%
Renault 7 511 -46%
Škoda 6 438 -33%
ГАЗ ком.авт. 5 199 17%
Nissan 4 092 -27%
Haval 3 513 147%
Chery 3 488 134%
УАЗ* 3 360 -12%
Geely 2 613 20%
Mitsubishi 2 534 -18%
Mazda 2 048 19%
Ford ком.авт. 2 003 28%
Lexus 1 947 55%
Audi 1 655 15%
Suzuki 820 4%
Volvo 800 -4%
Peugeot 737 36%
Subaru 616 -19%
Land Rover 475 -21%
Changan 453 -56%
FAW 442 22%
Cheryexeed 398
Citroёn 394 21%
Genesis 383 174%
Cadillac 329 34%
Porsche 237 -58%
Opel 230 123%
Chevrolet 169 225%
Jeep 145 6%
VW ком.авт. 130 -71%
Infiniti 129 -51%
FIAT 113 -32%  
DFM 107 2%
Honda 93 9%
GAC 74
Iveco 53 15%
Isuzu 50 -32%
Lifan 32 -77%
Jaguar 28 -66%
Brilliance 4 -85%
Foton 1 -96%
Zotye 1 -92%
Ford 0
Chrysler
Hyundai ком.авт.
Avtovaz (Niva)
Datsun
Итого 119 485 -22,6%
  • АЕБ
  • дилеры
  • итоги продаж
  • продажи автомобилей

Источник