Прочность китайских электромобилей в российских морозах

Рост числа китайских электрокаров на дорогах страны вызывает у россиян всё больше вопросов о качестве и надёжности этих автомобилей. Потенциальные покупатели «электричек» беспокоятся о их поведении зимой: высокий расход энергии и уменьшение пробега на одном заряде.

В Интернете много роликов о проблемах владельцев китайских машин зимой из-за сильных холодов. Кто-то жалуется на отвалившуюся педаль газа, кто-то на замерзшие двери. Такое может произойти и с электромобилями, и с машинами с двигателем внутреннего сгорания, особенно если качество их невысокое.

Мы хотим рассказать российским автолюбителям о нашем опыте эксплуатации электромобилей и гибридов зимой. У нас не возникло серьёзных проблем.

Все автомобили легко заводятся и работают исправно даже при морозе. Несмотря на внушительные размеры моделей Zeekr или LiXiang, салон в них прогревается моментально – приблизительно за пять минут, и внутри становится настоящим летним днём.

Пример зарядок для автомобиля LiXiang L9, которые можно делать дома, на улице.

Премиальные китайские электромобили Zeekr, LiXiang, Avatar, Hongqi и HiPhi никогда не подведут в условиях холода: педали останутся на своих местах, а аккумулятор нормально запустит двигатель. Такой транспорт без проблем будет ехать – не потребуется толкать или прикуривать.

Как меняется пробег китайских электромобилей в холодное время года?

Зимой у «электричек» сокращается запас хода из-за работы печки, которая тратит энергию на обогрев салона, батарей и электродвигателя. Некоторые электромобили оснащены функцией предварительного прогрева батареи. При её использовании расход электроэнергии не будет высоким.

В меню электромобиля Zeekr 001 есть возможность установить расписание зарядки для предварительного нагрева батареи перед поездкой.
В модели Zeekr 001 доступна функция постоянного подогрева аккумулятора.

В ходе тестирования множества автомобилей выяснилось, что зимой пробег электрокаров сокращается примерно на 40% по сравнению с летним периодом. Так, если летом автомобиль может проехать 600 км, то зимой этот показатель снижается до 350 км.

Эксплуатация китайского электромобиля зависит от стиля вождения и особенностей использования. Не рекомендуется садиться в холодную машину с непрогретой батареей и сразу давить на педаль газа в пол — это приведет к максимально возможному расходу электроэнергии.

При хорошей прогреваемости аккумулятора и отключения всех вспомогательных систем обогрева (кроме нагрева лобового стекла) потребление электроэнергии окажется небольшим, подобно весне или осени.

Зимой для увеличения запаса хода можно ограничить работу систем и функций, потребляющих электроэнергию. Водитель может отключить мониторы в салоне и подогрев задних сидений при их неиспользовании. Это позволит продлить время работы аккумулятора.

Как подходят китайские автомобили российским дорогам и погодным условиям?

Китайские электромобили демонстрируют хорошую работоспособность в российских условиях. Наблюдалось отсутствие поломок, связанных с эксплуатацией по российским дорогам или зимой в европейской части России, включая Московскую область. Необходимо учитывать различия климатических условий в стране: на севере транспортные средства эксплуатируются в более суровых условиях.

Чтобы продлить срок службы китайского электромобиля, пользователям рекомендуется мыть машину с активированным специальным режимом мойки. Такой режим предусмотрен в каждом премиальном электрокаре и гибриде. При его активации блокируются все дверные ручки и источники питания, становясь герметичными.

Невыполнение этого требования приведет к тому, что после мойки и выезда на мороз вода, попавшая внутрь ручек, замерзнет: механизмы начнут работать некорректно и не будут открываться. При возникновении такой поломки виной всему будет неправильная эксплуатация авто, а не качество китайского электромобиля или суровая погода.

Выдержат ли китайские электрокары морозную погоду?

В ходе испытаний при температуре до -25°С премиальные китайские автомобили показывали нормальную работу всех систем и агрегатов. Отмечалось лишь сокращение пробега на одном заряде.

Говорим о качественных электричках известных китайских производителей, не о бюджетном сегменте с различными неожиданностями. Это характерно для всех машин, как на электротяге, так и с двигателем внутреннего сгорания.

Главное – прогреть аккумулятор перед использованием. Отлично хранить машину в теплом гараже или отапливаемом паркинге. Без такой возможности нужно найти место, где дождевые или снежные капли не будут попадать прямо на автомобиль. В принципе, никому не хочется оставлять транспорт на морозе.

Некоторые пользователи предлагают адаптировать китайские автомобили для российского рынка. Эксперты уверены, что для работы в России китайским электромобилям не требуется серьёзная адаптация.

Опыт работы свидетельствует о том, что премиальные электрические автомобили хорошо работают в России. Все обнаруженные мастерами автосервиса поломки обусловлены неправильным использованием электромобилей, а не конструктивными недостатками или ошибками инженеров.

Как обеспечить зарядку аккумулятора электромобиля при низких температурах?

Вместе с тяговой батареей, снабжающей электродвигатель электрокаров, установлены дополнительные аккумуляторы. Как и у автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, эти аккумуляторы предназначены для запуска, питания бортового оборудования (включая фары, аудиосистему, освещение салона) и электроники.

Аккумулятор для запуска автомобиля Zeekr 001 располагается под капотом. Открыть крышку позволяет получить доступ к аккумулятору. .

Разрядившийся аккумулятор можно зарядить бустером. Но учтите, что аккумуляторы в «электричках» чувствительны к току и качеству электроэнергии от пуско-зарядного устройства.

Применение неуместного бустера с более высоким напряжением может привести к тому, что блок BMS переведёт батарею в режим защиты, и она перестанет функционировать. Для выхода из этого режима обычно требуются специализированные действия. Такая услуга обходится примерно 15-20 тысячами рублей, что является недешевым вариантом.

BMS аккумулятора на LiXiang

Для китайских электромобилей Zeekr выпускают оригинальные бустеры: маленькие, помещающиеся в карман и рассчитанные на один запуск (хватает для открытия дверей и включения авто), и большие, используемые для запуска аккумулятора в «мертвых» машинах, например, приехавших на автовозах из Хоргоса или Бишкека.

Зарядное устройство и повербанк для Zeekr 001.

Если разрядится вспомогательный АКБ в электромобиле, автовладелец не сможет открыть люк для зарядки основной батареи. Даже если это сделать с помощью силы и воткнуть зарядное устройство, зарядка не начнется, пока не «проснется» маленький аккумулятор. Если он перешел в режим защиты, запустить электрокар не получится, даже при заряженном основном аккумуляторе.

В большинстве современных электропоездов предусмотрена функция подогрева аккумуляторных батарей. При подключении к зарядке срабатывает автоматический подогрев. В связи с этим, проблем с замерзанием аккумулятора во время зарядки не возникает.

В чем причина быстрой разрядки маленьких батарей в электромобилях?

Это случается, когда электромобиль находится в состоянии покоя длительное время. Например, машина простояла в гараже более трёх недель и её никто не запускал. Автомобиль можно также спасти с помощью бустера.

В некоторых моделях электромобилей Zeekr и Lotus для подключения стартера предусмотрены специальные контакты в переднем бампере под люком. Такое расположение упрощает подсоединение пуско-зарядного устройства для запуска машины с маленьким аккумулятором, открытия дверей.

В китайских электромобилях LiXiang переднего бампера нет мест для контактов. При полном разряде малого аккумулятора необходимо подойти к багажнику, взять Bluetooth-ключ, нажать кнопку открытия и удерживать её в течение минуты. После этого багажник откроется, и машина запустится.

12-вольтные АКБ на NIO и LiXiang

Уезжая на длительное время без использования электромобиля, можно поставить машину на зарядку и запланировать время её подзарядки с помощью смартфона. Даже находясь в другой стране, управление электрокаром возможно удаленно через интернет из любой точки мира.

Ввоз частными лицами или некомпетентными дилерами китайских электрокаров в Россию без соблюдения правил зарядки может иметь негативные последствия. Например, длительное хранение разряженных электромобилей на стоянках Бишкека часто приводит к выходу из строя батарей, что влечет за собой дорогостоящий ремонт.

Что учитывать при выборе китайского электромобиля?

При выборе электромобиля обратите внимание на аккумулятор и чип. Современный и мощный аккумулятор — это безопасный и производительный источник энергии, обеспечивающий большую дальность пробега.

Хорошо изготовленная батарея менее чувствительна к внешней температуре, включая жару и мороз. У неё есть система защиты от разложения, то есть она находится в определённом вакууме, который охлаждается или нагревается антифризом.

Премиальные китайские электромобили оснащены производительными и технологичными аккумуляторами с деградацией до 2% в год. В бюджетных моделях батареи не обладают такой же прочностью, их деградация составляет около 5-7% ежегодно.

В электромобиле чип обеспечивает наилучшую работу и эффективность машины. Микроконтроллер управляет электрической системой автомобиля.

В частности, этот чип отвечает за контроль батареи, систем зарядки, управление двигателем и регенеративным торможением, а также за работу различных датчиков и устройств. Дорогие чипы оперативно обрабатывают информацию, поэтому все системы и помощники работают значительно быстрее и качественнее.

Какой выбор предпочтительнее: приобрести китайский электромобиль или остановить свой выбор на моделях из других стран?

В силу сотрудничества с производителями из Китая, Европы, США и других стран регулярно осуществляется сравнение автомобилей различных концернов.

Специалисты фирмы обратили внимание на хитрость китайских производителей. Некоторые предприятия поставляют в США и Европу аккумуляторы меньшей мощности. В результате, Volkswagen устанавливает батареи на 60 кВтч, а Zeekr – на 100 кВтч. Вероятно, пользователь, для которого важен максимальный запас хода, выберет машину с возможностью проехать большее расстояние на одной зарядке – электрокар с более мощным аккумулятором.

При покупке китайские автопроизводители могут дарить или продавать за небольшую сумму зарядные устройства для электромобилей, что повышает удобство использования и делает их еще более доступными.

Европейские электромобили стоят значительно больше, чем китайские аналоги. В настоящее время им уступают машины из Поднебесной как по стоимости, так и по качеству отделки салона и кузова, емкости аккумулятора и другим показателям.

За те же деньги можно приобрести европейский автомобиль в базовой комплектации или китайский в максимальной, с современными техническими характеристиками и множеством опций. В связи с этим многие предпочитают китайские модели.

В начале 2024 года немецкое издание Automobilwoche сообщило о снижении цен на электрокары компании BYD в Германии – до 15%. Самая популярная модель Atto 3 теперь стоит 39 950 евро, против 47 000 евро ранее. Volkswagen ID. 4 оценивается в 43 900 евро, а Tesla Model Y – в 44 900 долларов. До снижения цен автомобили BYD обошли по продажам Tesla в Германии в последнем квартале 2023 года.

Китайские автопроизводители стремятся захватить европейский рынок, снижая цены на свою продукцию. Вероятно, им это удастся, ведь европейцы ценят не только экономию, но и качественные и надежные автомобили, которые сейчас выпускаются в Китае.

В Китае мы увидели любопытную картину: редкие люди пользуются бюджетными электромобилями. Начинается линейка качественных электрокаров для китайцев с BYD. На менее дорогих электрических автомобилях мало кто ездит, отдавая предпочтение автомобилям с ДВС.

Китайские покупатели премиальных электромобилей предпочитают использовать их не менее семи лет без дополнительных инвестиций за исключением расходных материалов. В Китае действуют особые условия эксплуатации электромобилей, налоговые льготы и гарантии производителей. Средний уровень зарплат также играет роль, так как в Китае он выше, чем в России. Сравнивать поведение российских и китайских автолюбителей не совсем корректно.

Китайцы обнаружили выгодность приобретения престижных электрокаров, использование их в течение определенного времени без расходов на обслуживание, а затем покупку новой модели таким же образом. Бюджетные электрокары чаще всего подтверждают пословицу о том, что скупой платит дважды.

Ответы на вопросы о работе китайских электромобилей зимой.

ВопросВы много раз упоминали режим прогрева батареи, его запуск происходит только при подключении машины к электросети?

Ответ: Система нагрева аккумулятора активируется во время зарядки автомобиля от электрической сети.

ВопросОправданность установки системы отопления «Вебасто» на электромобилях и её способность решать проблемы зимней эксплуатации.

Ответ: Установка системы «Вебасто» в электромобилях излишня. Это лишние траты на эксплуатацию и нарушение электрической схемы машины. Кроме того, электромобили очень быстро нагреваются автономно.

ВопросКак открыть машину с выдвижными ручками при сильном морозе и добраться до тёплого гаража?

Ответ: Ручки дверей часто не блокируют доступ в машину из-за заледенения, которое возникает при недостаточном утапливании рукояток внутрь. Это может произойти после мойки, если водитель не воспользовался специальным режимом и не следовал инструкции.

Никогда не случалось, чтобы все четыре ручки отказались выезжать и дверь нельзя было открыть. Но если такое случится, можно нажать на ручку, что позволит открыть дверь механическим способом, если эта функция предусмотрена моделью. В некоторых моделях ручки легко снимаются. Если ничто не помогает и водитель не может попасть в салон, машину нужно отвезти в автосервис для диагностики и устранения проблемы.

Вопрос. Что делать, если сел небольшой аккумулятор на 12 вольт и двери заблокированы, как открыть машину и капот?

Ответ: При разряде 12-вольтовой батареи и блокировке дверей автомобиля доступ в салон возможен различными способами, зависящими от конкретной модели. В некоторых моделях предусмотрено механическое открывание дверей физическим ключом. Без такого ключа или при его отсутствии существуют альтернативные варианты. Например, в электрокаре Avatr 11 провода выведены под крышку буксировочного крюка на заднем бампере. Подключение к ним специального пускового устройства для электромобилей позволяет запустить авто и открыть двери с помощью Bluetooth-ключа или ключа-карты.