Пробный запуск седана «Лада Веста CNG»: метановое направление?

В России считают метан более перспективным топливом, чем электричество. Успехи в развитии этого направления в стране очевидны. Lada Vesta CNG, первый автомобиль с заводским метановым оборудованием, уже год на рынке. Весной продажи превысили тысячу единиц, что для такого узкого сегмента хороший результат.
Метановую «Весту» впервые представили на Международном газовом форуме в Санкт-Петербурге в октябре 2015 года, менее чем через месяц после начала производства базового седана. В конструкции предусматривалось размещение двух композитных баллонов вместо запасного колеса с переделкой задней части кузова. Багажник оставался свободным, но из-за стоимости баллонов и их расположения потребовались бы изменения в конструкции кузова, которые сопровождались бы испытаниями, одобрениями и сертификацией.

10 июля 2017 года дилеры начали принимать заказы на модифицированную машину: с итальянским редуктором, форсунками, заправочным штуцером и китайским стальным баллоном объёмом 90 литров с композитной обмоткой, расположенным в багажнике за задним сиденьем. Изменения не коснулись «железа». Такое решение одновременно оптимизировало цену оборудования и радикально снизило затраты на его внедрение. В результате грузовой отсек уменьшился визуально примерно на треть, а по данным производителя почти вдвое (с 480 до 250 литров), утратив при этом возможность трансформации. Длинномеры не перевезти, но для повседневных задач достаточно. В конце концов, у «Рено Логана» первого поколения сиденье изначально не складывалось, и люди с этим справлялись.

Компания группы компаний «Альтернативные топливные системы» (АТС) с 2012 года занимается переоборудованием автомобилей. В состав группы входят компании «АТС Авто» и «АТС Инжиниринг», являющиеся партнерами АвтоВАЗа по созданию прототипов и серийному производству CNG-автомобилей «Лада». Компания также способна создавать автомобили на «голубом топливе» в содружестве с другими производителями. За годы работы предприятие стало одним из ведущих в России в деле популяризации газомоторного топлива. В частности, организовано производство передвижных автомобильных газовых заправщиков (ПАГЗ), уникальных для страны. В арсенале услуг компании также строительство стационарных АГНКС и установка ГБО на автомобили вторичного рынка.

Более двухсот дилеров, торгующих битопливной «Вестой», прошли обучение в компании АТС. В результате это позволило им получить квалификацию для обслуживания данных автомобилей и возможности установки оборудования на бензиновые машины.
До массового появления Vesta CNG в шоу-румах перечень комплектаций и цветов был расширен, что связано с активным интересом покупателей на стадии приема заказов, а также оглашением цен. Благодаря программе господдержки начальная комплектация Classic Start предлагалась по цене 600 900 рублей, всего на 30 тысяч дороже базовой модели. Это уникальное предложение: за такие деньги оборудование под сжатый природный газ не установить, не говоря уже о том, чтобы оно являлось частью автомобиля, попадало под гарантию и обслуживалось на регулярных ТО. Всего четыре комплектации, по оснащению идентичные бензиновой машине, при этом разница в цене с ней фиксированная. На тесте была самая «заряженная» версия — с мультимедийным комплексом, климатом, круизом и камерой заднего вида с динамическими направляющими. Цена такого автомобиля — 898 900 рублей.

Это всё лирика. А что на самом деле? «Веста» похожа на «Весту», разве что шильдик на багажнике говорит о «газовой диете». Под лючком, сделанным с запасом, кроме крышки бензобака есть заправочный штуцер. В салоне отличие одно: переключатель вида топлива со светодиодами. Один показывает используемое топливо, а четыре других — запас метана.

Вместимость баллона составляет около 20 кубометров. По маршруту от Тольятти до Кузоватово Ульяновской области и обратно при динамичной езде (смешанный цикл, обгоны грузовиков, торможения) этого хватило на 360 километров пробега. При этом расходуется бензин, но незначительно — около полутора-двух литров на сотню километров. Более спокойная ездовая и использование подсказчика переключения передач позволили бы растянуть запас газа до 400 километров.

Двигатель с возможностью работы на различных видах топлива снижает производительность при использовании «голубого топлива», обеспечивая мощность 96 л. с. и крутящий момент 135 Нм вместо изначальных 106 л. с. и 148 Нм соответственно, однако это не всегда является критичным фактором. На трассе обгоны большегрузов осуществляются ощутимо тяжелее, а в городе даже менее мощный агрегат не вызывает беспокойства; его хватает для выполнения задач.

Развитие этой идеи началось во время пика стоимости топлива, поэтому внимание к автомобилям на метане возросло. Всё ещё колебания? Тогда сравните стоимость бензина на заправках и метана на АГНКС… или же вы обладатель значительных богатств…
Государственная поддержка цены на «Весту CNG» снизилась, поэтому разница в стоимости между бензиновым и битопливным вариантами увеличилась: 609 900 и 664 900 рублей за комплектацию Classic Start соответственно. Но даже с разницей в 55 тысяч рублей покупка готовой машины всё равно выгоднее, чем установка оборудования сторонним специалистом и последующее оформление. Не стоит забывать о гарантийном обслуживании, которое не предоставит частный мастер.

Поездка в Кузоватово имела определённую цель. В начале июня там проводилось… ралли-рейд «Холмы России»В ралли команда АТС выступила на трёх автомобилях, включая внедорожник Lada 4×4 CNG Sport. Из начавших гонку лишь две трети экипажей смогли добраться до финиша. Метановая «Нива» была среди них и заняла четвёртое место в самой большой группе «N», не столкнувшись с проблемами по части газобаллонного оборудования.
Метан наступает по всем фронтам: доступна серийная «Веста CNG» и уникальный (пока) прототип Lada 4×4 CNG Sport. Почему пока? Команда АТС расширяется, планируется постройка других машин на газомоторном топливе, а затем возможно создание соответствующего кубка. В компании АТС уже анонсировали универсал Lada Largus CNG, а государство собирается расширять сеть АГНКС. Развитие темы использования сжатого природного газа в качестве топлива уже не остановить, и это прекрасно!