Проблемы с зарядкой и опыт владения электрокроссовером Hongqi E-HS9.

Обслуживание «электрички» в современных условиях России напоминает испытание с неожиданным исходом. Вся неординарность пользования электромобилем лично убедился, прокатившись на китайском кроссовере Hongqi E-HS9.

— Как называется машина? — «Китайский «Роллс-Ройс»». Такой ответ вполне устраивал интересующихся флагманской «электричкой» от премиум-подразделения Первого автомобильного завода Китая. А интересовались им все: от мальчишек, протиравших стекла на парковке гипермаркета, до нарядного дедушки в костюме, прогуливавшегося по территории бизнес-центра, где я фотографировал кроссовер. А что я должен был ответить? «Хончи Е Эйч Эс девять»? На слух название машины воспринимается просто как набор букв, который большинству ничего не скажет. Но ничего, со временем привыкнем, как привыкли к «Хавейлам» и прочим «Дунфенам». А пока пусть будет китайский «Роллс-Ройс». Тем более что, говоря так, я на самом деле не далек от истины. Ведь этот кроссовер нарисовал Джайлс Тейлор, бывший дизайнер Rolls-Royce!

Из всех попыток добавить модели аристократического шика, следуя примеру британской марки, эту можно назвать самой удачной. Всех, кто пытался повторить что-либо подобное ранее, подвело желание сохранить массивную решетку радиатора в духе моделей прошлого века. Что хорошо смотрелось на оригинале, на всех подобиях выглядело неуместным китчем. К счастью, Дажайлсу Тейлору хватило профессионализма и благоразумия, чтобы не повторить чужие ошибки. Ему удалось не испортить фасад кроссовера, переосмыслив монументальный «гриль» по-современному, подчеркнув его контуры Г-образными светодиодами по бокам и пустив еще один светодиод по центру, который подсвечивается приветственным красным цветом. Ведь по-китайски Hongqi — это красное знамя!

Приобретая этот кроссовер, можно начать изучать китайский язык: иероглифы с названием марки встречают на ключе зажигания, затем их можно обнаружить на порогах, сеточках колонок аудиосистемы и даже скобах дверных замков. При запуске машины (нажатием педали тормоза или виртуальной кнопки на экране) вас также приветствуют надписи на китайском. В меню половина функций не имеет перевода, хотя в настройках был выбран английский язык. Дилер обещает появление русифицированной прошивки позже, но, учитывая качество текущего перевода, трудно поверить, что после этого иероглифы исчезнут из меню, а слова перестанут выходить за рамки блоков и «слипаться».

С кормы уже нет никакого сходства с «Роллс-Ройсом».

Проблема кроссовера не только в отсутствии нормального перевода. В России недоступны значительная часть функций, предусмотренных для китайского рынка.
В то время как китайским пользователям доступна навигация с пробками в реальном времени, карта зарядных станций, магазинов и ресторанов, а также консьерж-сервис и автопилот по протоколу V2X, россиянам этого не предлагается. В меню машины есть профили водителей, которые запоминают настройки аудиосистемы. Не удалось разобраться, как отключить или изменить профиль, из-за чего каждый раз при включении радио приходилось убавлять громкость.
Отсутствует Apple CarPlay и Android Auto, что делает большие экраны на торпедо и у переднего пассажира фактически бесполезными. Минимализм в интерьере переборщили: нет кнопок регулировки зеркал, их настраивают через меню приборной панели кнопками на руле.

Четыре монитора установлены спереди, отсутствует проекционный экран, а в некоторых разделах меню русский язык не присутствует.

Внутри кроссовер выглядит отлично. Сиденья имеют отличный профиль и обшиты дорогой кожей, из-за чего в салоне пахнет не хуже, чем в «Роллс-Ройсе». Но обивка потолка и стоек — тканевая, что встречается редко в настоящем люксе. На среднем ряду два отдельных сиденья, между которыми проход на третий ряд. Автомобиль шестиместный! Хотя на третьем ряду поместятся разве что школьники начальных классов, конструкторы предусмотрели отдельный пульт климат-контроля и USB-зарядки. Третий ряд складывается при помощи электроприводов, управляемых кнопками из багажника. Убрав его в пол, получается ровное грузовое пространство внушительных размеров. Теперь понятно, почему китайцы не стали делать дополнительный багажник под капотом, хотя места здесь полно: под декоративной пластиковой накладкой спокойно поместилась бы полноразмерная запаска, как у «Нивы».

На втором ряду — два раздельных кресла.

Кабель для медленной домашней зарядки находится в подполе багажника, но у него нестандартный разъем — как у розеток бытовых электроплит. Возможно, в Китае этот стандарт распространен, но у нас таких розеток в общественных местах нет вовсе. В багажнике есть кнопки опускания кормы — ведь кроссовер оснащен пневмоподвеской! Через меню настроек можно увеличить дорожный просвет, чтобы увереннее чувствовать себя на проселке и не бояться задеть днищем длинного кузова пандус подземной парковки. Внедорожные качества кроссовера «Хончи» оставим за скобками: хотя электродвигатели здесь есть на обеих осях, вряд ли владелец решится бороздить на этой роскошной «яхте» бездорожье.

Электричка трогается бесшумно, но звук электромоторов частично прослушивается на малых скоростях. Китайский электрокроссовер ускоряется так же быстро, как это могут себе представить владельцы суперкаров или мощных версий Tesla. Даже в обычном режиме динамика такова, что при резком нажатии на педаль газа пассажир пожаловался на защемило ребро. Благодаря функции рекуперации можно ехать «в одну педаль», регулируя замедление просто отпуская акселератор.
Эту особенность знают все владельцы электрокаров: она позволяет значительно реже менять тормозные колодки. Можно изменять интенсивность рекуперации, но даже в максимально экономичном режиме она работает деликатно, не вынуждая пассажиров клевать носом при внезапном замедлении.

На рулевой колонке сверху установлены датчики, отслеживающие утомляемость водителя.

При медленной езде расход электричества составляет 25 кВт на каждые 100 километров пути. Разгоняясь до 60 км/ч, можно снизить расход примерно до 20 кВт — это предел, которого удалось добиться в ходе теста. Отключение климат-контроля практически не влияет на расход топлива. Производитель заявляет о пробеге более 500 километров при 99-киловаттной батарее, но при стопроцентном заряде на панели приборов был указан расчетный запас хода 365 км. По опыту, эти цифры дают лишь примерное представление: в реальности пройденное расстояние будет меньше. Теоретически этого запаса должно было хватить для поездки из южной части Санкт-Петербурга до Выборга, покататься по окрестностям и вернуться обратно. Однако не хватило! Зарядить машину не удалось ни на одной из пяти станций зарядки, расположенных по маршруту.

На задних стойках светит индикатор уровня заряда во время «заправки».
В большинстве бизнес-центров установлены платные зарядные станции для электромобилей. Помимо подзарядки авто в течение трудового дня, предусмотрено бесплатное парковочное место.

Ошибка моя — сесть за руль электромобиля без учёта особенностей российской сети зарядных станций. Многие станции, особенно в гостиницах, представляют собой розетки без проводов.
Требуется приезжать со своим! Провод для быстрой зарядки (Type 2) необходим, а китайский производитель, как говорилось ранее, положил в комплект провод для медленной… К счастью, есть и зарядки с проводами — в Выборге таких две штуки. Для их использования нужно скачать приложение на телефон (у каждого оператора сети зарядных станций своё) и привязать банковскую карту. Успех это не гарантирует.

Быстрая зарядка Sitronics на парковке торгового центра соединилась с автомобилем через DC-разъем китайского стандарта GB-T на правом заднем крыле. Через минуту работа прекратилась ошибкой. После множества попыток зарядить автомобиль, подключая кабель и запуская приложение, результат оставался неизменным. Звонок в службу поддержки пресек дальнейшие попытки: выяснилось, что у станции нет прошивки для этой марки и модели автомобиля, а когда появится — неизвестно!

Я не отчаивался: станция «Россетей» находится всего в паре километров. Правда, здесь нет коннектора GB-T, но есть коннектор стандарта Type 2, для которого у меня есть переходник. Подключать его нужно к разъему в переднем левом крыле: он переменного тока (AC) и заряжает машину не так быстро, но ничего, я подожду. Приложение скачано, карта привязана, кабели подключены, но заряд так и не пошел, несмотря на все мои действия. Зато с карты списались две тысячи! После звонка в поддержку и получаса потраченного времени деньги вернули, но осадочек остался.

В моторном отсеке достаточно свободного пространства: сюда можно было бы разместить запасное колесо полного размера.

Деньги — деньги, но машина не заряжена. Не уверен, хватит ли заявленных 120 км хода, чтобы вернуться в Питер. На карте зарядки вижу еще одну станцию — примерно в 70 км от Выборга, на территории отеля «Дом у моря». Скачиваю третье приложение и еду туда. Оказывается, кабеля нет, а запас хода всего 34 км! Администрация отеля, видимо, под впечатлением вида машины, согласилась предоставить удлинитель из подсобки.

Подключившись к евророзетке с помощью переходника, удалось запустить зарядку. Мощность составляла всего 3 кВт в час, но это было лучше ничего. За несколько часов заряда запас хода достиг приблизительно 100 км. Перегревшийся переходник и внезапный ливень вынудили ехать без подзарядки. Из заявленных бортовым компьютером 74 км проехали где-то 50 (скорость 60–70 км/ч с периодическим отключением климат-контроля), пока батарейка не разрядилась полностью. До дилера машина доехала на эвакуаторе, а у меня появился бесценный опыт владения электромобилем.

Технические характеристики Hongqi E-HS9

Габариты 5209х2010х1713 мм
База 3110 мм
Снаряженная масса 2630 кг
Полная масса 3180 кг
Емкость батареи 99 кВт.ч
Двигатель электрический, 160+245 л. с., 450+300 Нм/мин-1
Трансмиссия редуктор, привод полный
Размер шин 265/45R21
Расход электричества (средний) 25 кВт на 100 км
Конкуренты Aurus Komendant, Bentley Bentayga

Компания «HONGQI КЛЮЧАВТО Витебский» предоставила автомобиль.

Что еще почитать:

Лучше «Тесла», дороже «Мерседес»: моё мнение о моделях Avatr 11 и 12.

«Монжаро» в доступном исполнении: тестирование и рецензия Livan X3 Pro

Новый флагман от Hongqi: тест-драйв и обзоры H5