Проблемы российского автомобилестроения: от самообеспечения к импорту
Проблемы отечественного машиностроения: от самодостаточности к зависимости от импорта.
Сегодня трудно представить, что страна раньше производила машины почти без импортных деталей. Зилы, Газы, Жигули, Москвичи – всем этим автомобилям, по сути, было все равно на политические и экономические потрясения. Качество часто оставляло желать лучшего, но автомобили выпускались и использовались круглый год.
С приходом импорта начались разговоры о локализации. Говорили, что хорошо, но нужно что-то производить самим, например коврики. Руководители всех уровней кивали и продолжали строить логистические цепочки на за границу. Причина ясна: быстро и просто. А развивать собственное производство – зачем? Со временем, может быть, но если посчитать вложения, то дороговато.
После чего карета превратилась в тыкву, как и следовало ожидать. Директор ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих Алексей Певхенен сообщил, что около 90% поставщиков из Европы приостановили импорт деталей в Россию: «У производителей и поставщиков запчастей пока нет понимания, как будет развиваться ситуация. Поэтому приняли решение о временной приостановке поставок деталей».
Певхенен считает российское автопроизводство импортозависимым. По его словам, в России не производятся электроника, двигатели, платформы, коробки передач, мосты и кузовные детали – капоты, двери, колесные арки и решетки радиаторов.
«Запасных частей собственного производства практически нет, – сказал г-н Певхенен. – «АвтоВАЗ» сотрудничает с большим количеством поставщиков, у Kia, Hyundai, Toyota есть собственные производства запчастей. В Калуге мелкие компании также разместили производство запчастей. Но это не касается больших технологических операций. Все детали поступают не на продажу, а на сборочные линии.»

Производим кое-что: фильтры масляные, воздушные, салонные, топливные – их можно устанавливать практически на любые автомобили, качество удовлетворительное, ведь это расходники, которые не служат вечно. Еще есть аккумуляторные батареи – тоже неплохие, радиаторы всех видов. Некоторые изделия производятся в восточной стране, но имеют российские наименования – генераторы, стартеры и т.п. Есть технические жидкости – масла, антифризы, тормозухи. И, конечно же, свое топливо, причем хорошее.
Известен вопрос: можно ли использовать неоригинальные детали на иномарках? Официальная точка зрения известна: нет, особенно на гарантийных машинах. Но при отсутствии в продаже импортного моторного масла, например, используется лукойловское масло. То же касается фильтров – никакой Мерседес не испортится. В целом российский авторынок скорее всего перераспределится в сторону Азии.
По словам господина Певхенен, иностранные комплектующие не исчезнут – параллельные схемы, применявшиеся в 90-е годы, снова придут на помощь. Арабские Эмираты могут стать большим подспорьем, так как это крупный транспортный узел, куда стекаются товары со всего мира, включая запчасти для автомобилей. Ввоз будет осуществляться из Эмиратов. Однако логистические цепочки станут длиннее, а цены – еще выше.