Проблемы российских автовладельцев из-за дефицита запчастей
Стоимость оригинальных запчастей для многих иностранных автомобилей выросла на 50–80 процентов. Для моделей премиум-брендов цена увеличилась ещё сильнее. Но если цены уже неприемлемы, то дефицит делает ситуацию ещё хуже.
Причины такого положения дел многим кажутся очевидными. Сложности с логистикой, привлечением грузовиков из Европы и контейнерами никого не удивляют. К тому же, недостаток всегда оказывался выгодным для некоторых граждан и организаций. Как метко заметил Райкин в своей миниатюре: «Пусть все будет, но пусть чего-нибудь не хватает!». Когда всё доступно, люди становятся скучными…
Мнения по поводу ближайшего будущего расходятся. Некоторые готовятся к полному опустошению складов, а другие указывают на параллельный импорт. Санкции каким-то образом не затронули большинство производителей запчастей, поэтому дело только в новой логистике. Главные надежды – на Турцию, о чём свидетельствуют недавние контакты руководителей. Более вероятным представляется полное преображение рынка с акцентом на поставки из Китая и Южной Кореи. В обход санкций знакомые компоненты могут обрести незнакомые имена: если немцы разместят производство в Китае, то там смогут производить аналогичные детали и для нас. В общем, кто кого перехитрит.
В борьбе официоза с его вечным антиподом победителя назвать трудно. Скажем, финские соседи больше не желают официально обслуживать российскую клиентуру. Это неприятно, поскольку там можно было заказать хоть мотор в сборе – и для европеек, и для японок. Но, если очень захотеть, то несложно отыскать в недружественной ныне Финляндии и неофициальных исполнителей, которые обратятся за помощью к местному почтальону Печкину и организуют доставку по почте. Удовольствие затянется и подорожает, однако перестанет быть нереальным, а сегодня это главное. Ну, а если сроки поджимают, то добрые российские дилеры предложат вам «почти такую же» деталь – от неоригинальной до – фи! – подержанной. В ряде случаев придется соглашаться.

Чего не хватает ВАЗу?
Самая наименее разумная ситуация сложилась с автомобилями из Тольятти. Кажется, грех не полагаться только на собственную продукцию, как у модели Гранта – однако нет! Она комплектована деталями российского производства примерно на 80–85%, а остальное приходится доставать. При том, что в стране выпускают автокомпоненты сотни предприятий. Нет проблем с кузовщиной, подвеской, радиаторами, сцеплениями, системой выпуска и прокладками. А вот с моторами и трансмиссией – сложности. Не хватает поршневой группы, элементов газораспределительного механизма, приводных ремней, электронных блоков управления, синхронизаторов. И как владельцу Гранты на автомате или Весты с вариатором чинить это хозяйство, сказать тяжело.
Всплывает тема подделок. Нет нормальных деталей – сразу появляются ненормальные, то есть подделки. Упаковка обычно выглядит достойно, а вот внутреннее содержание хромает. Самое страшное – наткнуться на подделку ремней, тормозных колодок или моторных масел: может произойти неожиданный гром, и последствия будут печальными. Совет не отличается оригинальностью – приобретайте товары в серьезных магазинах или обращайтесь за помощью в автосервисы.
До лампочки?
Важно понимать, что компанию Osram и Philips больше не будут поставлять лампочки. Впрочем, на их место пришли китайские осветительные приборы от малоизвестных производителей. Удивительно, но последние модельные светильники светит достаточно качественно.
В России прекратили работу такие компании как Bosch (электрооборудование), Denso (свечи, форсунки, электрика, радиаторы), Gates (ремни, термостаты), KYB (амортизаторы, подвеска), Lemforder (подвеска, рулевое управление), LuK (сцепление, подшипники, насосы) и другие.
По шинам особых проблем не наблюдается. В августе российские предприятия Continental в Калуге и Yokohama в Липецке возобновили работу. Завод Nokian Tyres во Всеволожске передаётся новым хозяевам – возможно, будет переименован в Nordman Tyres. В сегменте недорогих шин дефицита не ожидается.
Прорвемся? А куда деваться-то – конечно!