Проблемы отечественного автопрома: выпуск запчастей
Автомобильные заводы России могут начать совместные закупки комплектующих. В чем причина трудностей с производством автозапчастей в стране?
Локализация у нас неважная, особенно сейчас. Производителю для рентабельности нужны большие объемы, а где их взять на сжатом отечественном рынке? Интересно предложение гендиректора «Соллерс» Николая Соболева: потенциал локализации технологий низок, давай выпускать недостающие автокомпоненты вместе! Объединим усилия – выйдем на нужные объемы. Речь о технологиях в области активной и пассивной безопасности, а также электронных системах управления. Нужны двигатели и коробки передач, подушки безопасности, а также начинка электротранспорта – батареи и программное обеспечение.
Вопрос заключается в способности производителей согласовать действия, особенно с учетом миллиардных инвестиций. Возможен сценарий объединения компаний, таких как «Соллерс», АвтоВАЗ, «Москвич» и ГАЗ, что позволит достичь значимых объемов производства в ближайшем будущем. В противном случае, ограниченные ресурсы отдельных производителей не позволят экономически эффективно развивать производство.
Самый вероятный путь развития идеи – приглашение китайского партнера в долю. Предложить выгодные условия, внушить оптимизм по поводу будущего и обещать поддержку, избегая самостоятельного плавания на свободно рыночном пространстве. Это сократит затраты нашей стороны. Но есть опасность: партнер может начать переправлять необходимые компоненты через границу, а наша компания займется наклейкой этикеток и управлением складом. Собственное производство останется ненужным и отйдет на последний план. В итоге партнер уедет за пределы страны, и всё закончится.
Для таких проектов требуется участие государства, а не льготы для покупателей, а именно реализация конечного пункта задумки – производство конкретного товара. Глава Минпромторга, Денис Мантуров, еще в конце декабря заявлял о том, что Россия к 2025 году рассчитывает утроить производство автокомпонентов и вдвое увеличить суммарный выпуск всех видов автомобилей. По словам министра, это позволит к 2030-му нарастить долю отечественных машин на внутреннем рынке с 40% до 80%. Как он собирается это реализовать, пока что понять трудно. Напомним, что правительство постановило вернуть ABS в обязательные требования к выпуску машин с декабря 2023 года. Интересно, откуда все это появится?
Даже при успешной реализации идеи с привлечением больших сумм финансирования, первые прототипы деталей появятся не раньше чем через несколько лет. Что касается появления самих деталей, то преждевременно делать предположения.
Какова целевая продукция такого консорциума? Нечто общепринятое для всех платформ, или же разнообразные решения для разных моделей?
Интересно, могли ли бы мы сегодня сами производить, к примеру, ВАЗ-2101? Или всё, на что мы способны — это собирать китайские «Лады» и «Москвичи»?

Что еще почитать:
На заводе узнал, как собирают китайские автомобили Lada.