Проблемы автобизнеса: утилизационный сбор, парк техники и прогноз рынка грузовиков в России.

В Москве в VK Stadium прошло информационно-аналитическое шоу CarX от «Автостата».
Это сочетание выставки автомобильной техники, конкурса, экспозиции IT-решений для бизнеса, деловой конференции и дилерской премии. Внимание уделялось и коммерческому транспорту.

В этом году большая отраслевая встреча специалистов различных сегментов автобизнеса — продаж, лизинга, финансов, сервиса, дистрибуции, маркетинга и IT — собрала более пятисот гостей и полсотни спикеров. Тематика коммерческого транспорта завершила сессию последнего дня в двух часах сценического времени. Но пересказать все, что говорили спикеры за это время, было бы нечестно: многое осталось за рамками. Так что простите за субъективность, но для полноты понимания автором информации в этой статье буду использовать разные дни и сессии. Это непросто: после мероприятия организаторы прислали 44 презентации. Редактировать их по живому оказалось нелегкой задачей.

ПРОГНОЗЫ СБЫВШИЕСЯ И НЕ ОЧЕНЬ

На любой конференции делают прогнозы. В данном случае было много таких предсказаний; выберу два. Общий обзор футуризма представил Кирилл Жанайдаров, директор департамента транспорта «Сколково». В работе использовались уникальные материалы — начиная с открыток художников XIX века, где отражено их видение будущего, и до слайдов презентаций спикеров различных деловых конференций XX века, включая собственные прогнозы фонда «Сколково», но сделанные лет десять назад.

Путешествие по вероятному прошлому и несбывшемуся будущему получилась настоящим. Продуманные сюжеты смешили — например, самоходные сани и всадники на дельфинах в Москве и Париже будущего. Несолидный текст в дамском журнале оказался уникально точным: беспилотная техника и многоярусные развязки словно с натуры нарисованы.

Возвращаясь к цифрам, стоит отметить, что массовая электрификация дорог и появление летающих такси ожидать не скоро. Беспилотные грузоперевозки же готовы к полноценному запуску. Среди всех несбывшихся трендов наибольшую «сходимость» показали те, связанные с коммерческой техникой.

Автономность пятого уровня пока далека, но переход от третьего к четвертому уровню идет успешно. Хотя такую технологию прогнозировали на дорогах общего пользования еще в 2020-2021 годах, реализовать ее получится, вероятно, только в 2025 году. Спикер отметил, что прогресс автономных перевозок напрямую зависит от протяженности трасс высокого уровня: когда М-12 дойдет до Екатеринбурга, экономические перспективы станут принципиально иными.

Смена модели поведения в автомобильной отрасли происходит, хоть и медленнее, чем прогнозировали футурологи. Однако осознанность внедрения новшеств высока. Нехватка кадров последних лет ускоряет разработку многих решений, поднимая на повестку дня в городах беспилотные трамваи и метро. Автономность, важно понимать это, снизит спрос на водителей, но создаст новые профессии, например, в обработке данных и создании дополнительных сервисов.

IT-РЕВОЛЮЦИЯ ВЕРСИИ-2024

Конкурс инноваций на конференции CarX — это своего рода парад стартапов, помогающий некоторым уточнить позиционирование на рынке, а другим стать признанными и ценными цифровыми сервисами для отрасли. Каждый год выявляются два-три ключевых «слабых места» внутренних бизнес-процессов, поскольку для них предлагается сразу несколько решений. Это значит, что есть проблемы и технические возможности для их оптимизации.

Согласно конкурсу, в этом году внимание уделяется двум темам: применению электронной подписи через «Госуслуги» для дистанционного разрешения множества вопросов и ускорения процессов, а также формированию экосистемы, дающей новые возможности для общения поставщика услуг с клиентом.

Первую тему можно проиллюстрировать решением, ставшим победителем конкурса — «Мультифакторинг» от CarCraft. Этот продукт — прямое воплощение тезиса «время — деньги». Его запустили всего за неделю до конференции. Банки и дилеры подключились к нему для тестирования, и уже в первый день «профакторинговали» 136 млн рублей за час, хотя обычно такой процесс занимал не менее суток. Сейчас готовятся к подключению пять факторинговых компаний, 20 дилерских групп уже используют платформу. «Мультифакторинг» работает как для новых, так и для подержанных автомобилей. Все взаимодействия проходят в одном онлайн-окне, хотя на платформе представлено много типов факторинга.

Вторая тема чаще всего решалась разработкой мобильного приложения с расширенными возможностями, подходящего как физическим, так и юридическим лицам. К примеру, приложение «Авто-Забота» для управления коммуникацией компании (в контексте конференции — дилера) с клиентом.

Приложение предназначено для постоянного взаимодействия и информирования конкретного клиента о том, что ему действительно интересно. В качестве примера представлен кейс дилера «Альянс-Авто» в Чебоксарах: его приложение позволяет оформить ОСАГО и запись на сервис онлайн, вызвать помощь на дорогах, воспользоваться курьер-сервисом, подать заявки на услуги, отслеживать работы по автомобилю, согласовать расширения в ремонте, оформить подменный автомобиль, вызвать такси до дома. Набор услуг можно настроить под индивидуальные запросы.

Перейдем к обсуждению целевых аудиторий в сфере коммерческого транспорта.

СЕССИЯ АВТОБРЕНДОВ И ДИСТРИБЬЮТОРОВ

На конференции были представлены несколько мнений о состоянии рынка продажи коммерческого оборудования.

Вадим Зейферт, директор по дистрибуции Sinoway Group, «Шакман Мотор Рус», ранее на конференции «Автостат» в феврале прогнозировал снижение продаж на рынке грузовой техники. Сейчас уточнил прогноз: тренд разворачивается, но пока падения нет, скорее плавное сокращение, мягче прогноза начала года. Это на фоне изменения структуры продаж. В начале года немало грузовиков было ввезено по схеме параллельного импорта. Рынок их поглотил, а ряд малых компаний, занимавшихся ввозом, исчез. 2024 год проходит под знаком крупных официальных поставок: склады заполнены с запасом. Такая ситуация выводит рынок к объему примерно в 100 тыс. единиц техники, то есть к типичному уровню, обеспечивающему режим штатной замены парка.

В этом году наблюдается тенденция к нормализации: крупные предприятия начали заказывать технику, обновления подвижного состава стали осуществляться по графику, мелкие транспортные компании объединяются, чтобы участвовать в тендерах.

Консолидацию можно считать одним из главных трендов года, обусловленным изменениями в законодательстве. Процесс запущен и продлится длительное время: замена техники «большой семёрки» не будет быстрой. В 2025 году стоит ожидать активизации динамики.

Рынок грузовиков в 2024 году снижается из-за погашения отложенного спроса 2023 года, а также влияния повышения ключевой ставки и импортных ограничений. Топ-5 брендов по именам не меняется, но их доли рынка распределяются иначе. В сегменте крупнотоннажных грузовиков «КАМАЗ» не может самостоятельно удовлетворить потребности рынка. Однако ясно, что эти пять торговых марок останутся ключевыми для российского рынка в долгосрочной перспективе.

Изменилась структура рынка по типам кузовов: увеличивается спрос на бортовые грузовики и седельные тягачи, а вот покупка самосвалов снижается. Это происходит на фоне долгосрочного планового роста утилизационного сбора, который поднимает цены. До конца года стоимость грузовиков будет зависеть от темпа реализации запаса ввезенных в больших объемах «доутильных» машин.

Объединение компаний может стать тенденцией 2025 года как со стороны продавцов, так и покупателей техники. Обновление в больших парках техники вероятно подтолкнёт рост продаж. Однако цены повысятся, а парк техники будет стареть заметнее, что увеличит спрос на сервис и запасные части.

Особенности китайского бизнеса усложняют ситуацию, поскольку там допустимо наличие нескольких дистрибьюторов на одном рынке и отсутствие сосредоточенности на поддержке техники в течение всего срока службы, как это принято в российских компаниях.

Вадим Зейферт заявил: «Пока в Китае отсутствует модель вторичных продаж грузовой техники, мы построим ее». Для этого Sinoway Group зарегистрировала компанию, которая будет завозить седельные тягачи на одно юридическое лицо и обеспечивать их дальнейшую поддержку.

В 2022 году рынок пережил хаос с отсутствием правил и сценариев продажи, сервиса, запчастей и поддержки после покупки, но это теперь осталось позади.

По мнению эксперта, темпы изменений будут разными в разных отраслях рынка. Многое будет зависеть от опыта китайских партнеров, накопленного до настоящего времени: в сегменте самосвалов они работают давно, а вот в сегменте магистральных тягачей – позже. Необходимо также учесть, что данный производитель ориентировал тягач в значительной степени на российский рынок.

Мед после тяжелых прогнозов — это искусственный интеллект и автономность. Эти сферы обладают высоким инвестиционным потенциалом. Ожидается участие крупных игроков в разработке решений для беспилотных магистральных перевозок, часть из которых будет представлена в декабре на выставке Comtrans 2024 в Москве. Об этом расскажут в рамках выставочной программы.

Максим Шишко, представитель «ГТС Дистрибуция», официального дистрибьютора Dongfeng в России, продолжил тему. Спикер подчеркнул актуальность трендов рынка для любого транспорта, названных уже за дни конференции: новый утильсбор и необходимость обновления автопарка. Противоречие ситуации заключается в том, что к концу года обычно наблюдается рост продаж, но нынешняя осень обозначила падение. Очевидно, что избытка денег на рынке нет.

В сегментации рынка тяжелых грузовиков есть определенность: половину занимают седельные тягачи, еще 20 % — самосвалы. Основой спроса являются именно эти типы грузовиков. Но спрос удовлетворяется новыми для нас брендами, давно сформировавшими аналог китайской «большой семерки» на своем рынке и занимающими 92 % местного рынка. Сейчас эти бренды входят в топ-5 продаж в России, пусть и в другом порядке. Тем не менее, это уже создает стабильность: к нам вошли бренды первой линии.

Впереди нас ждёт нестабильность, обусловленная внушительными накладными расходами из-за утилизного сбора и значительной неопределённостью валютных курсов в условиях повышения ключевой ставки Центральным Банком Российской Федерации.

На таком сложном фоне, резюмировал спикер, никто не видит надежд на снижение цен в ближайшем будущем. В подорожание больше «закладывают» не собственно курсы валют, а масштабы неопределенности. Именно ее производители и импортеры включают в цену как плату за риск.

В таких обстоятельствах Максим Шишко выдвинул предложение о рассмотрении трёх вариантов развития отрасли.

При скором снижении ставки ЦБ и стабилизации валютного курса ожидается высокий спрос на технику и соответствующий рост цен. Рынок справится с этим, что позволит ему умеренно увеличить объемы продаж, обеспечивая достаточную прибыль для дальнейшего развития.

При стабильности курса валюты повышение ключевой ставки Банка России позволит сохранить уровень спроса и ограничить рост цен на технику. Продажи могут постепенно уменьшаться, однако отрасль останется при этом рентабельной.

Была озвучена даже самая негативная сценарий: повышение ставки ЦБ России вместе с ростом курса валюты спровоцирует падение рынка как по объему спроса, так и по цене продажи из-за конкуренции за клиента в зоне убытков. Это кризис отрасли, который коснется не только производителей и импортеров техники, а также их дилеров, но и всего рынка перевозчиков.

Переходя от рынка в целом к своему бренду, спикер прямо указал: у Dongfeng в России четыре дистрибьютора, не разделенных территориально, логика иной: «четыре надежнее, чем один». Максим Шишко уверен, что китайские бренды в дальнейшем будут представлены в стране напрямую, а пока строят процессы и сети руками российских партнеров.

Спикер обозначил ряд трудностей для китайских производителей на российском рынке. В Китае общественный транспорт преимущественно электрический, но такая техника по различным причинам не подходит для России. В Китае также сложилась другая логика эксплуатации: техника служит недолго и подлежит утилизации после ремонта, а не ремонту и перепродаже.

Китайские бренды осознали много различий и адаптировали технику под российский рынок.
В моделях экономики также видят отличия, но всё равно готовы инвестировать в Россию, так как это способ подготовки к требованиям западных рынков.

Подписка на рассылку материалов Автопарка