Проблема отечественного производства машин для людей с ограниченными возможностями

Должны ли мы создавать новые модификации техники специально для людей с ограниченными возможностями, или лучше изменить существующие модели?

Автомобили для инвалидов, когда-то выпускавшиеся в СССРВекторно-направленные устройства всегда пользовались огромным спросом, но подвергались насмешкам, часто неуместным. Да – неказистые, шумные, словно из другого мира. И это был другой мир – со своими особенностями и законами.

Началом стало инвалидное автомобилестроение с киевской мотоколяски К1В – назвать её автомобилем нельзя было. Долгое время занимался этим Серпуховский мотозавод (СМЗ) — именно его машинки помогали инвалидам перемещаться. ЗАЗ проделал большую работу, освоив выпуск десятка модификаций своих серийных машин под конкретный вид инвалидности водителя – ЗАЗ-968АБ, ЗАЗ-968МР, ЗАЗ-969МД и так далее. На ГАЗе спроектировали неплохую машинку ГАЗ-18, но в серию она не пошла. Были и Москвичи с ручным управлением – модель 21403 выпускалась небольшими партиями с 1980 по 1987 год. И вместе с этим исчезли как страна, так и подобные автомобили.

Почему сегодня не выпускают? Просто для обычных водителей почти ничего не производим – какие уж там модификации для инвалидов! Такие автомобили по определению будут дороже обычных. Слово «тюнинг» здесь кажется неуместным, хотя по сути справедливо. А все, что тюнингованное, дорогостоящее: иначе и быть не может.

Идея возрождения «инвалидок» не нравится всем. В сети часто появляются призывы не воскрешать «ущербные инвалидные капсулы», предлагая вместо этого модернизировать такие модели, как Ларгус или Гранта, а проще – китайские машины.

С проблемой знакомы «Наверху». Еще в июне Премьер-министр РФ поручил Минпромторгу разработать идею производства нового автомобиля для людей с ограниченными возможностями. Главе Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что работу планируют провести совместно с белорусскими партнерами и Минтрудом. В августе соответствующее поручение правительству поступило от Президента. В тексте распоряжения сказано: «Правительству Российской Федерации при участии автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»: представить предложения о мерах, направленных на расширение производства и использования транспортных средств, оборудованных для инвалидов». Ответственным назначен премьер-министр Михаил Мишустин.

Что из всего этого получится? Ответа нет. Но одно очевидно: если что-то и произойдет, то точно не завтра. Поэтому интересны иные способы решения задачи. Например, в московском каршеринге появились автомобили, адаптированные для водителей-инвалидов. Внешне седаны Kia ничем не отличаются от обычных каршеринговых машин, но кое-что заточено под нужды маломобильных пользователей. На руле есть специальная ручка, позволяющая сделать управление удобнее, благодаря ей баранку можно крутить одной рукой. Имеются и дополнительные рычаги, которые дублируют педали газа и тормоза. Кроме того, в салоне установлена доска, позволяющая пересесть с коляски за руль. Такие автомобили надо заказывать заранее. После рассмотрения заявки техник подвезет авто в оговоренное место, встретится с пользователем и расскажет об особенностях управления. Для водителей доступны пакетные тарифы от 2 часов до 7 дней. Аренду можно завершить на любой городской парковке, но не на местах для инвалидов. Чем вызвано такое уточнение?

Некоторые фирмы предлагают инвалидам подходящие автомобили посредством переоборудования стандартных машин. Например, московская компания «Pedali55» установила ручное подрулевое управление (газ, тормоз, сцепление), а также пересадочную площадку или перенесла педаль газа под левую ногу. Стоимость таких услуг колеблется от 10 до 40 тысяч рублей. Это можно назвать тюнингом, доступным уже сейчас без участия организаций серийного производства.

В это мало кто верит.

Изображение: img.freepik.com
Фото Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Что еще почитать:

Мотоколяски для инвалидов в Советском Союзе: невозможность покупки и продажи.