Пробки: происхождение и способы борьбы
Особенности организации движения в российских городах, отличия дорог от европейских и американских, причины возникновения пробок.
Для решения проблемы пробок необходимо выявить причины затруднений в движении и то, что провоцирует их возникновение. Обычно причина кроется в неудовлетворительном транспортном планировании.
Историческое наследие города формирует основу транспортной сети.
В мире сложились несколько основных типов организации дорожного движения, обусловленных расположением дорог и характером застройки города. Геометрически правильные кварталы — один из самых распространенных типов застройки, но в России встречаются редко. Линейный тип застройки, характерный для городов, тянущихся вдоль рек и водных путей, более распространен: транспортная система таких городов состоит из длинной центральной улицы с короткими ответвлениями. В России примеры этого типа — Волгоград, Самара, Сочи.
Третий тип — радиально-кольцевая планировка. Большинство городов России построены именно так. Такая застройка особенна тем, что: крепость и кольцо вокруг неё составляли центр, а оттуда в разные стороны уходили радиальные дороги.
С точки зрения организации движения по городам радиально-кольцевого и линейного типа возникают самые серьезные проблемы. Ограничено количество дорог и их пропускная способность, связывающие разные части города. Люди в основном движутся в одном направлении: утром — в центр, вечером — на окраины. В часы пик дороги не пропускают всех желающих, а объезд грозит перепробегом. Такая исторически сложившаяся специфика обуславливает и характер… современных проблем на дорогах российских городов.

Сравнивать наши города с европейскими или американскими не совсем корректно: у нас редко встречается квартальная застройка Европы. В США исторической застройки нет, кварталы и дороги планировались по европейскому образцу, а их ширина рассчитывалась на будущий рост количества жителей и транспорта. Можем перенимать отдельные удачные решения зарубежных коллег, например, ограничения скорости или сокращение личного автотранспорта в центре города, но остальное необходимо разрабатывать с учётом наших реалий.
Кольцевые пересечения снижают количество ДТП
Всё перемещение по городу происходит возле точек сбора людей, что обычно затрудняет управление движением на улицах. транспортных проблем Москвы Городская жизнь характеризуется массовым перемещением жителей в утренние часы с периферии в центр и в вечернее время наоборот.
Проблемы организации дорожного движения встречаются даже в относительно небольших городах, например, в Махачкале. Исторически центр города застроен по квартальной схеме, которая не рассчитана на большое количество автомобилей. Население и транспортные средства в нем несравнимы с Москвой. Проблема заключается в том, что в центре города сегодня сходятся пять главных дорог, а улично-дорожная сеть не может это переварить.
Историческая типология недостаточна для выявления корня всех транспортных проблем. Каждый населенный пункт — уникальный субъект, несмотря на общие черты. Проектировщики стараются применить наиболее эффективный набор решений для каждого случая. Специалисты по организации движения ограничены ГОСТами и другими нормативными документами, но предлагаемые решения применяются по-разному. Стандартизированные варианты, предписываемые руководящими документами, подобны детской мозаике: из одних и тех же элементов можно собрать разные картины.

В Москве на загруженных маршрутах часто применяют кольцевые перекрестки.
Оценка эффективности
В 2019 году Минтрансом России был введён новый показатель – уровень обслуживания дорожного движения. Это отношение средней скорости транспортных средств к скорости транспортных средств при свободном движении. Не всегда целесообразно стремиться к самому высокому уровню – «А», так как при таком уровне взаимодействия между автомобилями отсутствует, что может привести к экономически неэффективной работе дороги и снижению безопасности участников из-за высокой скорости. Поэтому нет догматичных показателей оценки эффективности организации дорожного движения. В каждом случае ставят задачи, соблюдая баланс между снижением задержек и безопасностью всех участников.
Цифровизация транспортной инфраструктуры
Проект организации дорожного движения создаётся для каждой улицы отдельно. В процессе эксплуатации его при необходимости корректируют — по постановлению Правительства проект пересматривают не реже, чем раз в три года. Такой подход способствует планомерному развитию транспортной системы и своевременному реагированию на изменения в потоке транспорта, а также применению новых технологий и решений. В некоторых городах благодаря цифровизации транспортной инфраструктуры удалось добиться улучшения работы.
Проекты интеллектуальных транспортных систем позволяют сейчас на 20–30% эффективнее использовать улично-дорожную сеть. После внедрения и отладки ИТС процессы оптимизации начинаются в автоматическом режиме. Детекторы транспорта передают данные о изменении дорожной обстановки, например, снижении скорости автомобилей. Система понимает изменение условий и применяет заранее просчитанный план координации или программу управления светофорными объектами. Система контролирует процесс, а оператор – систему. При всем порядке система в зависимости от ситуации реализует тот или иной план действий, а оператор следит за актуальностью расчетов. ГК «Урбантех» реализует такой проект в Махачкалинской городской агломерации.

Интеграция информационно-транспортных систем — эффективный метод организации дорожного движения, сокращения пробок и повышения безопасности участников процесса. Однако это начало пути. Дальнейшее развитие ИТС предполагает полную автоматизацию процессов и комплексный подход к обслуживанию системы. Необходимо продолжать внедрение и совершенствование цифровых решений для оптимизации дорожного движения.