Про эффект кенгуру или почему навести порядок на наших дорогах можно только при помощи кнута
Как известно в России две беды. И если в том, что касается автодорог, за последние годы произошли заметные положительные изменения, то про тех, кто по этим дорогам ездит такого не скажешь.
Обратили внимание, что тема дорог как-то незаметно ушла из актуальной повестки критиканов? Долгие годы, если не сказать столетия, она была проверенным временем источником критики власти, а тут вдруг пропала. То ли другие, куда более насущные вопросы теперь будоражат умы, то ли ситуация с дорогами в России действительно резко улучшилась. Правда, как всегда, где-то посередине, но факт остается фактом: за последние годы качество и количество дорог в нашей стране кратно возросло.
Причина тому – национальный проект «Безопасные качественные дороги». В рамках долгосрочного плана предстоит построить, отремонтировать, возвести, расширить, переустроить, одним словом, перелопатить тысячи объектов дорожного хозяйства. И все это ради достижения двух целей: российские дороги должны быть удобными и безопасными. За последний пункт прямо отвечает федеральный проект «Безопасность дорожного движения». Его задачи сформулированы предельно четко: показатель удовлетворенности безопасностью дорожного движения должен быть не менее 58%, а количество погибших в ДТП на 100 000 человек населения сократиться до 4, при этом на 10 000 машин должно быть не более одного погибшего. Все это – к 2030 году. И точка. Дело за малым: определить корень, вернее, корни всех бед, локализовать, а после и решить поставленную задачу.
Всего существует три фактора риска, предопределяющие дорожно-транспортное происшествие: человек, автомобиль и, собственно, дорога. Сложней всего, конечно, с первым: доказать, что правила дорожного движения созданы отнюдь не ради того, чтобы их нарушать – задача на десятилетие. Тут требуются все возможные и невозможные методики: от уроков в школах до формирования общественного мнения транзитом через множество непопулярных решений. Иначе природную склонность к быстрой езде в тандеме с азартом и рассеянностью не побороть. Кошмарная статистика, согласно которой 9 из 10 аварий происходит из-за прямого нарушения ПДД, тому подтверждение.
Автомобиль и его техническое состояние – целиком и полностью отданы на откуп его владельцу. Техосмотр фактически отменен, сотрудник ДПС проверять и контролировать этот вопрос права не имеет, так что за соблюдение регламента обслуживания и ремонт несет ответственность автомобилист. Именно он отныне отвечает за техническую исправность транспортного средства. Но транспортный парк в России не молодеет, запчасти сказочно подорожали, да и услуги механиков в ценовой гонке тоже не отстают. Сюда же, к слову, стоит добавить извечную народную тягу к экономии каждой копейки, ради которой, как известно, и рубль потратить не жалко. Эдакая экономия ради экономии, никак не связанная с реальным сокращением расходов. Короче говоря, ответ на задачку может быть только отрицательным числом. И позитивных изменений в ближайшие пару лет ждать не стоит: будем ездить на том, что есть, компенсируя естественную убыль небольшим притоком новых и подержанных машин из зарубежья. Для понимания: сравнивая последний «богатый» год, 2012-й, с прошедшим 2022-м, получаем падение продаж новых автомобилей в 5 раз, с трех миллионов до шестисот с чем-то тысяч. Комментарии, как говорится, излишни.
Оптимизм, как ни странно, внушает только третий пункт – сама дорога и ее инфраструктура. За последние несколько лет «камни» в этот огород кончились даже у самых оголтелых метателей: построили сразу несколько новых высокоскоростных магистралей, многие федеральные автодороги в России уже способны конкурировать с европейскими. Та же платная трасса на Санкт-Петербург уже сегодня ни чем не хуже, чем знаменитый немецкий автобан (кроме стоимости проезда). Ведется работа с наиболее опасными участками, именуемыми «очагами ДТП». Ключевой момент – снижение рисков. А это не только качество полотна, отбойники и грамотное ограничение скорости, но и строгое и непредвзятое внимание к нарушителям, которое может обеспечить только камера. Более того, один лишь информирующий знак о ее наличии на дороге способен предупредить больше аварий, чем любой патруль ДПС. Хотя может возникнуть и обратный эффект.
Здесь стоит расшифровать поведенческую модель: знак, оповещающий о комплексе фотовидеофиксации, приводит к резкому замедлению потока. Некоторые особенно неуверенные предпочитают оттормозиться с запасом – чтобы наверняка! Проехав «опасность», многие водители снова ускоряются до «первой космической», вплоть до следующего знака, заметив который, снова резко тормозят. Специалисты называют этот феномен «эффектом кенгуру» – массив машин двигается не равномерно, а «прыжками». Движение из серии ускорений и торможений. Многих водителей это приводит в ярость и вызывает сонмы мелких и не очень конфликтов, а также аварий. Конечно, ведь такие рывки приводят не только к неразберихе на дороге, образуют «фантомные заторы», но и создают предпосылки для ДТП.
Но решение есть. Две камеры, разнесенные на несколько километров, позволяют купировать «эффект кенгуру», выровняв скорость и плавность движения потока. Иными словами, когда комплексами фотовидеофиксации «закроют» все аварийно-опасные участки автодорог России, введут актуальную штрафную шкалу, а в идеале и реактивируют пункт о так называемой средней скорости (хотя мы еще со школьной скамьи знаем, что скорость только средней и бывает, ведь это расстояние, деленное на время) сразу возрастет безопасность.
Даже непродолжительный по времени опыт, что уже был проведен на Ярославском и Минском шоссе эту закономерность подтвердил. Задача проста: убедить водителя ехать с равномерной скоростью, не нарушая скоростной режим и соблюдая дистанцию. Как это сделать, кроме штрафа? Увы никак. Методика кнута, скажете? Так пряник зависит только от нас, водителей: каждый, кто на своей шкуре познал цену восстановительного ремонта прямо сейчас, держит дистанцию и соблюдает скорость без всяких камер. Воистину, уж лучше штраф, как отрезвляющий эффект, чем посещение малярно-арматурного цеха.
Но речь не только про камеры, а целый комплекс мер. В идеале мы должны получить действительно безопасные дороги, где специальные службы смогут оказать водителям скорую помощь и подмогу в трудной ситуации, ЭРА-ГЛОНАСС будет исправно работать по всей территории, спасая жизни людей, патрули ДПС будут оснащены новейшим оборудованием, способным предупредить о появлении нарушителя или о странном поведении водителя заранее. Скажите это утопия? Ну лучше пусть будет утопия, чем антиутопия и хаос, которые мы нередко видим на российских дорогах сейчас.