Про эффект кенгуру или почему навести порядок на наших дорогах можно только при помощи кнута


Про «эффект кенгуру» или почему навести порядок на наших дорогах можно только при помощи кнута

Как известно в России две беды. И если в том, что касается автодорог, за последние годы произошли заметные положительные изменения, то про тех, кто по этим дорогам ездит такого не скажешь.

Обратили внимание, что тема дорог как-то незаметно ушла из актуальной повестки критиканов? Долгие годы, если не сказать столетия, она была проверенным временем источником критики власти, а тут вдруг пропала. То ли другие, куда более насущные вопросы теперь будоражат умы, то ли ситуация с дорогами в России действительно резко улучшилась. Правда, как всегда, где-то посередине, но факт остается фактом: за последние годы качество и количество дорог в нашей стране кратно возросло.

Причина тому – национальный проект «Безопасные качественные дороги». В рамках долгосрочного плана предстоит построить, отремонтировать, возвести, расширить, переустроить, одним словом, перелопатить тысячи объектов дорожного хозяйства. И все это ради достижения двух целей: российские дороги должны быть удобными и безопасными. За последний пункт прямо отвечает федеральный проект «Безопасность дорожного движения». Его задачи сформулированы предельно четко: показатель удовлетворенности безопасностью дорожного движения должен быть не менее 58%, а количество погибших в ДТП на 100 000 человек населения сократиться до 4, при этом на 10 000 машин должно быть не более одного погибшего. Все это – к 2030 году. И точка. Дело за малым: определить корень, вернее, корни всех бед, локализовать, а после и решить поставленную задачу.

Всего существует три фактора риска, предопределяющие дорожно-транспортное происшествие: человек, автомобиль и, собственно, дорога. Сложней всего, конечно, с первым: доказать, что правила дорожного движения созданы отнюдь не ради того, чтобы их нарушать – задача на десятилетие. Тут требуются все возможные и невозможные методики: от уроков в школах до формирования общественного мнения транзитом через множество непопулярных решений. Иначе природную склонность к быстрой езде в тандеме с азартом и рассеянностью не побороть. Кошмарная статистика, согласно которой 9 из 10 аварий происходит из-за прямого нарушения ПДД, тому подтверждение.

Автомобиль и его техническое состояние – целиком и полностью отданы на откуп его владельцу. Техосмотр фактически отменен, сотрудник ДПС проверять и контролировать этот вопрос права не имеет, так что за соблюдение регламента обслуживания и ремонт несет ответственность автомобилист. Именно он отныне отвечает за техническую исправность транспортного средства. Но транспортный парк в России не молодеет, запчасти сказочно подорожали, да и услуги механиков в ценовой гонке тоже не отстают. Сюда же, к слову, стоит добавить извечную народную тягу к экономии каждой копейки, ради которой, как известно, и рубль потратить не жалко. Эдакая экономия ради экономии, никак не связанная с реальным сокращением расходов. Короче говоря, ответ на задачку может быть только отрицательным числом. И позитивных изменений в ближайшие пару лет ждать не стоит: будем ездить на том, что есть, компенсируя естественную убыль небольшим притоком новых и подержанных машин из зарубежья. Для понимания: сравнивая последний «богатый» год, 2012-й, с прошедшим 2022-м, получаем падение продаж новых автомобилей в 5 раз, с трех миллионов до шестисот с чем-то тысяч. Комментарии, как говорится, излишни.

Оптимизм, как ни странно, внушает только третий пункт – сама дорога и ее инфраструктура. За последние несколько лет «камни» в этот огород кончились даже у самых оголтелых метателей: построили сразу несколько новых высокоскоростных магистралей, многие федеральные автодороги в России уже способны конкурировать с европейскими. Та же платная трасса на Санкт-Петербург уже сегодня ни чем не хуже, чем знаменитый немецкий автобан (кроме стоимости проезда). Ведется работа с наиболее опасными участками, именуемыми «очагами ДТП». Ключевой момент – снижение рисков. А это не только качество полотна, отбойники и грамотное ограничение скорости, но и строгое и непредвзятое внимание к нарушителям, которое может обеспечить только камера. Более того, один лишь информирующий знак о ее наличии на дороге способен предупредить больше аварий, чем любой патруль ДПС. Хотя может возникнуть и обратный эффект.

Здесь стоит расшифровать поведенческую модель: знак, оповещающий о комплексе фотовидеофиксации, приводит к резкому замедлению потока. Некоторые особенно неуверенные предпочитают оттормозиться с запасом – чтобы наверняка! Проехав «опасность», многие водители снова ускоряются до «первой космической», вплоть до следующего знака, заметив который, снова резко тормозят. Специалисты называют этот феномен «эффектом кенгуру» – массив машин двигается не равномерно, а «прыжками». Движение из серии ускорений и торможений. Многих водителей это приводит в ярость и вызывает сонмы мелких и не очень конфликтов, а также аварий. Конечно, ведь такие рывки приводят не только к неразберихе на дороге, образуют «фантомные заторы», но и создают предпосылки для ДТП.

Но решение есть. Две камеры, разнесенные на несколько километров, позволяют купировать «эффект кенгуру», выровняв скорость и плавность движения потока. Иными словами, когда комплексами фотовидеофиксации «закроют» все аварийно-опасные участки автодорог России, введут актуальную штрафную шкалу, а в идеале и реактивируют пункт о так называемой средней скорости (хотя мы еще со школьной скамьи знаем, что скорость только средней и бывает, ведь это расстояние, деленное на время) сразу возрастет безопасность.

Даже непродолжительный по времени опыт, что уже был проведен на Ярославском и Минском шоссе эту закономерность подтвердил. Задача проста: убедить водителя ехать с равномерной скоростью, не нарушая скоростной режим и соблюдая дистанцию. Как это сделать, кроме штрафа? Увы никак. Методика кнута, скажете? Так пряник зависит только от нас, водителей: каждый, кто на своей шкуре познал цену восстановительного ремонта прямо сейчас, держит дистанцию и соблюдает скорость без всяких камер. Воистину, уж лучше штраф, как отрезвляющий эффект, чем посещение малярно-арматурного цеха.

Про «эффект кенгуру» или почему навести порядок на наших дорогах можно только при помощи кнута

Но речь не только про камеры, а целый комплекс мер. В идеале мы должны получить действительно безопасные дороги, где специальные службы смогут оказать водителям скорую помощь и подмогу в трудной ситуации, ЭРА-ГЛОНАСС будет исправно работать по всей территории, спасая жизни людей, патрули ДПС будут оснащены новейшим оборудованием, способным предупредить о появлении нарушителя или о странном поведении водителя заранее. Скажите это утопия? Ну лучше пусть будет утопия, чем антиутопия и хаос, которые мы нередко видим на российских дорогах сейчас.


Источник