Привыкнем и будем платить? Палатные дороги в России опять подорожают
В начале года «Автодор» уже повышал тарифы на проезд по «платникам». И вот, госкомпания анонсировала очередное повышение стоимости проезда
Ничего удивительного не произошло. Просто стало известно, что стоимость проезда по платным дорогам опять повысится. А разве кто-нибудь верил, что будет иначе?
Формально нас успокаивают. «В 2023 году повышение стоимости проезда по платным дорогам в России будет точечным», заявил заместитель председателя правления «Автодора» Константин Макиев. А окончательное решение по этой теме примут в июле. При этом намекают на то, что речь преимущественно пойдет о новых дорогах.
В общем-то, наш человек привыкает ко всему. Когда дорога М-11 только-только открылась, машин на ней практически не было. Можешь ехать хоть по синусоиде, хоть 300 км/ч – никто не помешает. Однако постепенно стали появляться фуры – все-таки многочасовые пробки в том же Волочке неприемлемы для любого предпринимателя. Но предприниматель, в итоге, просто задерет цены на перевозимый груз и отобьет свои затраты – платить же за все будет конечный потребитель. А до него особого дела никому и нет. Хотя строились такие дороги фактически за его счет.
В феврале нынешнего года проезд по «платникам» подпрыгнул в цене примерно на 17−25%, хотя местами ценники выросли и выше, аж на 50−70%. Неудивительно, что очень многие автомобилисты стараются, где только возможно, объезжать их стороной – в ряде случаев даже авиабилеты становятся предпочтительнее по цене. Аналитики на местах сообщают, что поездка по трассе «Дон» с учетом заправок и остановок в сезон становится вдвое дороже путешествия на самолете. Казалось бы, есть смысл понижать тарифы и увеличивать, таким образом, автомобильный поток: ведь крупные проекты должны окупать себя «количеством».
Координатор движения «Синие ведерки», Петр Шкуматов, отмечает, что, скорее всего, подорожание платных дорог связано с удорожанием стоимости привлечения капитала. Если у автомобилистов в какой-то момент времени деньги закончатся, а речь пойдет о довольно серьезном подорожании, то количество машин на платной дороге резко уменьшится.
Вице-президент Национального автомобильного союза, Антон Шапарин, заявил, что 58% россиян выступает против дальнейшего строительства платных магистралей в Российской Федерации, и что только 38% поддерживают такое строительство. Люди не готовы платить за проезд по дорогам, которые в абсолютном большинстве построены на государственные деньги. И если мы платим налоги, то почему должны раскошеливаться на эти дороги повторно? И сейчас, особенно когда люди едут отдыхать, такое повышение тарифов, конечно, очень негативно скажется на исполнении президентских распоряжений про развитие автомобильного туризма в стране. То есть проще никуда не ехать, а сидеть дома. Это отдых?
Так и хочется вспомнить «казенные» фразы насчет того, что дороги – это кровеносные системы экономики. Как может работать обрабатывающая промышленность, если дорогущее сырье – тот же металл! – невозможно доставить по реальной цене? Ездить по бесплатным дорогам? А для кого тогда вообще делают платные – для олигархов, что ли? Вот и носятся по той же М-11 мощные иномарки на скоростях под 200, плюя и на цены, и на законы. А на бесплатных дорогах висят знаки «40» и «60» – плюс камеры на каждом столбе. И где же ехать?
А, вообще-то, все идет к тому, что поездки на автомобиле по «платнику» даже из Москвы в Питер или обратно станут для простого смертного чем-то вроде дорогущего аттракциона, на который придется копить деньги задолго до поездки…