Правый руль: поражение от левого и связь с Наполеоном.
Задумались ли вы когда-нибудь о причинах правостороннего и левостороннего движения в разных странах? 72% дорог мира ориентированы на движение справа, 28% — слева. Несмотря на схожие дорожные знаки и обозначения, государствам не удалось договориться об едином типе движения. История движения насчитывает множество интересных фактов, корни которых уходят в глубокое прошлое. В ней есть место Римской империи, Наполеону, стране, которая за один день поменяла направление движения и странам с более счастливым положением водителей — всё это мы разберем подробно.

От правой руки
С давних пор большая часть людей пра handed. Однако утверждать, что из-за этого в 72% стран мира движение осуществляется справа – ошибочно. Подобное явление объясняется более изощренными причинами.
История движения восходит к древности. Воины Римской империи расходились по левой стороне дороги для свободного доступа к мечу или копьё во время неожиданных атак. Об этом свидетельствуют археологические находки. Например, серебряные монеты 50 года до нашей эры изображают двух римских всадников, разделяющихся по левой стороне. Левостороннее движение в Римской империи подтверждают и дороги к древним каменоломням, где левая колея более разрушена, чем правая. Это говорит о том, что груженные камнями повозки шли по левой стороне, а пустые — по правой.
В Японии левостороннее движение установилось из-за традиционных мечей (катаны), которые самураи носили за поясом. Чтобы торчащие сбоку ножны не задели другого воина, провоцируя драку, принято было расходиться правыми сторонами. С 1603 по 1867 год в Эдо действовал указ о левостороннем движении, а затем такая система распространилась на всю Японию.

В Европе с уменьшением числа мечей правостороннее движение стало появляться в ряде государств. И снова физиология сыграла ключевую роль. Оказалось, что при необходимости разъехаться тяжелый конный экипаж, запряженный несколькими лошадьми, проще отправить на правую обочину натянув вожжи более развитой правой рукой. Традиция со временем превратилась в норму, но не для всех.
Наше дело правое!
Англия сохранила традиции, заложенные в период Римской империи, и распространила левостороннее движение в своих колониях. В 1756 году английский билль предписывал организовывать движение по Лондонскому мосту справа с наложением штрафа в фунт серебра за нарушение. В конце XVIII века был принят “Дорожный акт”, устанавливающий левостороннее движение на дорогах всей Англии.


Британцы приводят любопытные аргументы. Прежде всего, есть предположение, что сохранение левостороннего движения связано с конными упряжками, где кучер находился на возвышении. Чтобы кучер, управляющий лошадьми кнутом в правой руке, не задевал прохожих, экипажи следовало держаться левой стороны.

Англичане вновь основываются на физиологии человека. При движении налево правая часть тела активнее используется из-за её большей развитости у большинства правшей. Следовательно, при вождении автомобиля с правым рулем в левом направлении водитель управляет машиной правой рукой и оценивает дорожную обстановку, включая манёвры обгона, правым глазом. В этом есть здравый смысл. Подтверждение этой теории можно найти в военных. На всех авианосцах диспетчерская вышка расположена справа от взлетно-посадочной полосы. Таким образом, пилот при заходе на посадку видит единственное потенциально опасное строение, в которое может врезаться, правым глазом. Кроме того, есть данные исследования 1969 года, проведённого британским инженером по дорожному движению Джоном Джозефом Лимингом, о том, что в странах с левосторонним движением случается меньше аварий.



В этом есть здравый смысл и логика. Но почему же тогда 72% стран приняли правостороннее движение? Некоторые современные подданные Великобритании выдвигают смелые заявления: стремление политиков других государств, с которыми Англия конфликтовала, сделать что-то на свой манер, не имея для этого объективной причины. В частности, это касается Франции и Наполеона. Бонапарт был левшой и стремился свести на нет господство Англии. И именно Наполеон закрепил официальным указом правостороннее движение на территории своих владений. Страны-союзники Франции (Германия, Голландия, Швейцария, Италия, Польша и Испания) также приняли правостороннее движение.
После провозглашения независимости от Великобритании американцы перешли на французский манер вождения. Французский генерал Мари-Жозеф Лафайет, внесший большой вклад в победу США в войне, возможно, убедил американцев изменить направление движения. В соседней Канаде до 1923 года ряд провинций сохраняли левостороннее движение.

По политическим соображениям
В США после войны смена направления движения обусловлена политическими причинами – необходимо было устранить всё наследие колонизаторов. История знает примеры перехода стран от лево- к правостороннему движению по нефизиологическим мотивам. Корея в 1946 году, освободившись от японской оккупации, приняла правостороннее движение. В том же году материковый Китай перешёл на правостороннее движение. Гонконг и Макао сохранили левостороннее движение.

Гамбия, Гана, Нигерия и Сьерра-Леоне, бывшие британскими колониями, приняли левостороннее движение из-за соседних стран — бывших французских колоний. В Самоа власти перешли на левостороннее движение из-за большого количества подержанных автомобилей с правым рулем.

Швеция стала одной из последних стран, изменивших направление движения транспорта. Для уменьшения неудобств при пересечении границ с соседями в Швеции 3 сентября 1967 года установили день перехода с левостороннего на правостороннее движение – День “Н”. Переход был назначен на 5 часов утра. Движение личного транспорта граждан запрещено было с часа ночи до 6 часов утра. Работала только экстренные службы, коммерческие перевозки и общественный транспорт. В 04:50 всем автомобилям предписали остановиться, поменять полосу движения, а в 05:00 возобновить движение по правой стороне дороги. Чтобы избежать роста ДТП, на первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.
А в России?
Правостороннее движение на территории России начало формироваться ещё в Средние века. Первые сведения о нём документально подтверждены во времена правления Петра I. В 1752 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об обязательном следовании правому краю на дорогах Российской империи.

Личный опыт авторов
Журналисты издания 5КОЛЕСО совершают тест-драйвы в разных странах, включая те с левосторонним движением. Максим Федоров выступает за правостороннее движение. Евгений Липовицкий равнодушен к тому, на какой стороне находится руль. Важно, чтобы его положение соответствовало природной среде. Михаил Татарицкий предпочитает левостороннее движение, считая, что правой рукой удобнее управлять рулем, а механику можно переключать левой рукой после нескольких минут привыкания.
В прошлом году весной Михаил Татарицкий на тестовом автомобиле путешествовал по правосторонним дорогам Сардинии. Porsche 911 Speedster с «мешалкой» в левой руке.
А что думаете вы?