Праворульный автомобиль: угроза или каприз со стороны пассажира?

Изображение: img.freepik.com


В начале ХХ века на заводах России производились праворукие автомобили, что можно увидеть на фотографиях русских князей и промышленников за рулем Руссо-Балтов. Несмотря на то, что движение уже было правосторонним, правый руль считался более удобным из-за безопасности выхода из машины на тротуар. К 1920-м годам под влиянием США в России, как и во всем мире, стало распространяться использование левого руля.


Сравнить традиционный японский автомобиль с леворульным долго хотелось. В период кризиса эта мысль стала особенно частой: высокое качество, доступная цена и широкий ассортимент японских моделей привлекут к ним большое внимание в следующем году.


Компания «Окинава» предложила на испытание праворукий Toyota Vitz 1.3 последней модели (в России – Toyota Yaris). Компания «Каскад-Моторс» в качестве партнёра для сравнения представила Skoda Fabia 1.4.


Не проводили прямого сравнения «Витц/Яриса» и «Фабии», учитывая трехлетнюю разницу во времени их выпуска. Основная задача состояла в оценке руля – насколько комфортно управлять автомобилем с правым расположением руля на российских дорогах? Škoda послужила эталоном для сравнения, а Vitz стал ключевым объектом исследования.

Трудности с центровкой


Где обычно располагается рычажок поворотников в машине?


Мышцы помнят, и как ни утверждаешь себе, что у Vitza переключатель справа, при внезапных перестроениях срабатывает машинальная память, и поворачиваешь под энергичное шуршание дворников. Пока концентрируешь внимание, все нормально, но стоит расслабиться – и снова на сцене «дворники». Нужен примерно час, чтобы переучить руки на «неправильный» поворотник. В остальном никаких проблем: педали расположены как надо, селектор «автомата» хоть и слева, но пользуешься им редко. У «ярис-витцев» приборы находятся в центре салона, и лично я не считаю такое решение слишком удачным. Однако куда смотреть – чуть вправо или чуть влево – разницы нет.


Размеры праворульной машины сначала путают. Представляет ся, будто правая сторона открыта и собирается задеть столбы и дорожные знаки, поэтому инстинктивно тянетесь влево. А к левой стороне приделана большая часть автомобиля, так что смещаться особо негде.


Сначала я ориентируюсь по зеркалам, но выставить машину по центру сложно. Мозг долгое время привык двигаться в трех метрах от бордюров и тротуаров, поэтому попытки держаться вдоль правой границы воспринимаются как езда по обочине, заставляя смещаться влево.


На трассе еще веселее. Пассажир, сидящий слева, увидев навстречу первую фуру, едва не выронил сотовый телефон из-за страха. Причина – ехал я неестественно близко к осевой линии, а его ощущения были усилены слишком левой посадкой. «Мне казалось, она идет нам точно в лоб», – признался он потом.


Смена направления движения в Швеции приводила к необычным результатам. Изначально страна практиковала левостороннее движение, но близость правосторонних государств создавала сложности. Было решено перейти на общеевропейский стандарт. 3 сентября 1967 года с одной до пяти часов утра движение в стране приостановилось. В пять часов машины стали ездить по правой стороне дороги. Трудолюбивые шведы за ночь успели переставить дорожные знаки и перерисовать разметку.


Постепенно привык к необычным размерам и езда в полуметре от края дороги казалась всё более естественной, а крики пассажира – всё тише. В «Фабии» после этого ощутил приятное расслабление: машина двигалась по своей полосе легко, будто не требуя усилий.


Описанные особенности связаны с отсутствием опыта вождения автомобилей с правым рулем. Такую же историю мог написать человек после первого знакомства с автомобилем с автоматической коробкой передач. Попытка нажать несуществующее сцепление и дергать селектор в движении – все знакомо. Но привыкание происходит быстро, а регулярное вождение автомобилей с двумя типами коробок стирает границу между ними.


Расположение руля тоже меня не волнует. Уверен, что за следующую неделю, попеременно управляя лево- и праворукими автомобилями, привыкну к любому расположению руля.


В городе праворульный автомобиль не представляет особых трудностей. Новичкам можно его рекомендовать, если человек трезвый и желает обучаться. Автоматическая коробка передач, присутствующая практически во всех японских автомобилях, является дополнительным преимуществом.

Уверен? Обгоняй!


Основные навыки — обгоны. Для тренировки таких манёвров съезжаем на загородную дорогу с двумя полосами в каждом направлении.

Изображение: img.freepik.com


Мнение о том, что водитель праворукой машины совсем не видит встречную полосу, кажется преувеличенным. За безопасной дистанцией за нашей «Фабией» обгон не представлял больших трудностей: всегда виден был достаточный отрезок встречной полосы для маневра. Но «Фабия» — это маленькая машинка. С грузовиком всё иначе.


Выполнив небольшие расчеты, обнаружил следующее: при расстоянии между машиной и автопоездом, где голова водителя находится в пяти метрах от задней части полуприцепа, водитель леворукой машины видит 26 метров встречной полосы, праворукой – 11 метров. Для того чтобы второй водитель видел ту же дистанцию, фуру необходимо отодвинуть вперед на шесть с небольшим метров.


Водители теперь выезжают на встречку и едут по центру дороги, проигнорировав разметку между колесами. С левой стороны полосу видно отчетливо. Водителю справа сложнее: если он едет вплотную за фурой (расстояние от головы до полуприцепа – 5 м), то видит всего 39 метров пути. Такого обзора недостаточно для принятия решения об обгоне: при скорости встречного разъезда 160 км/час время видимости встречной машины менее секунды. Если водитель отодвигается назад, как в предыдущем примере, ему открывается уже 91 метр дистанции, что позволяет осторожно смещаться влево и увидеть полосу целиком. Такие расчеты подтверждаются на практике: прижался к грузовику – считай, ослеп.


Согласно данным агентства «Автостат», российское автопарковое сообщество на 20 процентов состоит из праворульных автомобилей. В различных регионах процент таких машин различается: от 0,9% на северо-западе до 84% на Дальнем Востоке. Уральские показатели приближены к средней цифре – 22 процента.


Обгоны на машине с правым рулем требуют большей хладнокровности. Оттягиваясь назад, увеличиваем дистанцию и время обгона, что заметно на маломощных машинах. Образовавшийся зазор между вашей машиной и фурой провоцирует водителей сзади обгонять и встраиваться перед вами. В стесненных условиях, когда сзади подпирает вереница нетерпеливых автомобилей, водитель «праворучки» будет вынужден либо терпеть, либо рисковать: отстанешь от фуры – обгонят задние, высунешься не глядя – поймаешь встречную машину. А если усугубить сцену темнотой и дождем?


Представим ситуацию: едем по односторонней двухполосной дороге и догоняем «Газель». Отсутствует встречный поток, поэтому без опаски идем на обгон. Но вот на левой полосе препятствие: разбитый автомобиль или пожилая женщина пропускает «Газель» на проезжей части. Водитель леворукого автомобиля заметит такой «сюрприз» скорее, и ему будет проще вернуться в свой ряд. Несмотря на это, виноватым все же является водитель правого руля (он скорее провокатор, чем исполнитель): перед обгоном необходимо убедиться, что полоса свободна на протяжении всей дистанции маневра. «Не расслабляйся!» – такой призыв полезно разместить на каждом руле, и правом, и левым.


Непреодолимых трудностей при обгонах не обнаружили, по крайней мере в сухую ясную погоду. Важно не торопиться, соблюдать безопасную дистанцию и, в начале маневра, выезжать на встречку без паники. Наблюдения за набегающим потоком помогают рельефные особенности дороги, например, на спусках и в длинных поворотах обзорность практически полная. Иногда дальнюю часть трассы можно увидеть справа от машины, которую собираетесь обогнать.


Несколько изобретений упрощают обгоны. Одно из них – система зеркал, подобная перископу, устанавливаемая на лобовом стекле возле левой стойки и отображающая изображение встречного транспорта. Стоимость в Челябинске – 1300-1500 рублей, установка выполняется самостоятельно.


Недавно появились доступные по цене видеокамеры, устанавливаемые в корпус левого зеркала заднего вида или размещаемые в салоне у левой стойки. Стоимость камеры около двух тысяч рублей, установка обойдется еще в тысячу. В японских автомобилях, как и в Vitz, есть ЖК-мониторы, на которые после активации левого поворотника или нажатия кнопки выводится изображение с камер.


В некоторых случаях во время обгонов помощь может оказать человек, сидящий слева от вас. Полностью на него полагаться не стоит, так как из теории надежности известно: чем больше звеньев в цепочке, тем больше вероятность отказа. Впрочем, человека рядом можно использовать для дополнительной проверки.

Не слепи!


Японские автомобили отличаются от обычных расположением света фар: фары направлены на обочину слева, что ослепляет водителей встречного движения и не проходит техосмотр.

Изображение: img.freepik.com


В большинстве ситуаций проблему устраняют сравнительно просто. Директор компании «Проспект», занимающейся настройкой фар японских автомобилей, Василий Панихин пояснил: «Достичь правильного распределения пучка обычным способом чаще всего не удаётся. В случае с простыми безлинзовыми фарами изготавливают специальную шторку, которая отсекает часть луча и направляет его в нужном направлении. Шторка действует как зеркало, отражая левую часть светового потока таким образом, чтобы в итоге подсвечивать правую обочину.».


Фара не теряет световой мощности, так как шторка не поглощает свет. Проверку результата проводят с помощью прибора, подобного тому, что применяют во время техосмотра. Стоимость процедуры составляет 700-1000 рублей. Настроить фары с линзами, устанавливаемыми на некоторые модели, например Mazda Axela (Mazda3), сложнее. В этом случае требуется разобрать фару и модифицировать шторку. Процедура оценивается в 3500-4500 рублей. К сожалению, иногда фара теряет герметичность и периодически запотевает. Владелец может установить фары от леворукого аналога, но это будет стоить примерно вдвое дороже.

Городские проныры


Сравнение б/у японской и новой европейской машины – задача непростая.


Vitz порадовал плавным ходом, легкими органами управления и приятным двигателем: достаточно бодрый мотор (87 л. с.) и предсказуемый автомат позволяют быстро разгоняться со светофора и требуют минимального внимания. Легкий руль Vitz удобен в городе, но немного мешает на трассе – информативность практически отсутствует. Интерьер японского автомобиля оригинален и не лишен изюминки, хотя кому-то может не понравиться центральное расположение приборов. Автомобиль достаточно просторный спереди, и что удивительно, нетесный на втором ряду. Правда, объем багажника невелик – всего 272 л, но его можно регулировать, сдвигая второй ряд сидений или складывая их спинки.


«Японец» хорошо укомплектован: кондиционер, ABS, автоматическая коробка передач, магнитола, центральный замок с дистанционным управлением, электропакет и жидкокристаллический дисплей имеются. Такой Vitz 2005 года выпуска с пробегом менее 20 тысяч километров обошёлся хозяйке в 330 тысяч рублей.

Изображение: img.freepik.com


Fabia — типичный представитель европейской школы. Спокойный качественный интерьер, крепко сбитая подвеска, нетяжелый, но чуткий руль и великолепный механизм переключения передач. Возможностей 1,4-литрового мотора хватает впритык, и если в целом «Фабия» тише «Витца», то стоит крутануть двигатель, как салон наполняется усердным гудением. «Фабия» производит впечатление более драйверского автомобиля, но расплата за это — чувствительность к мелким неровностям, которые отдают в салон несильными тычками. Чешская машина – один из лидеров класса по просторности на заднем ряду, объем багажника – 300 л. «Фабия» обладает неповторимым шармом и на фоне мультяшно-агрессивных конкурентов подает себя с достоинством.


Fabia в комплектации Elegance оснащалась кондиционером, легкосплавными дисками, бортовым компьютером, АБС, противотуманками и рядом опций. Стоимость такой машины начиналась от 419 тысяч рублей. Базовая Fabia с мотором 1,2 стоила от 309 тысяч рублей.

Цена руля


Почему люди покупают машины с нетрадиционной ориентацией руля? Зачем устраивают митинги и пикеты в их поддержку? Потому что любят. Но любят не без причины: спасибо качеству японских машин и сравнительно низкой цене. Насколько низкой?

Изображение: img.freepik.com


В рамках исследования изучали объявления о продаже автомобилей на региональных и федеральных сайтах объявлений.


Цена на праворульный Honda Fit 1.3 выпуска 2005 года варьируется от 317 до 370 тысяч рублей. Леворукий Honda Jazz с такими же характеристиками стоит от 365 до 415 тысяч рублей. Праворукая Toyota Corolla 2005 года выпуска с двигателями объемом 1,4 или 1,5 литра и автоматической коробкой передач оценивается в 355-440 тысяч рублей. Ее леворукий аналог с автоматической коробкой передач и мотором 1,6 стоит от 395 до 445 тысяч рублей.


Можно посмотреть на ситуацию иначе: за стоимость Vitz, побывавшего в испытаниях (330 тысяч), можно приобрести Шкода Фабиа 1.4 того же года выпуска, но без автоматического переключения передач.


В среднем цена японского автомобиля отличается от цены аналогичного леворукого на 40-60 тысяч рублей. Иногда разница меньше: импортируемые из США модели могут стоить не дороже праворуких аналогов. Так, за 550-600 тысяч рублей можно купить Subaru Forester с объемом двигателя 2,5 литра из США или Forester с объемом двигателя 2 литра из Японии.


Рост курса доллара и увеличение таможенных пошлин могут повлиять на стоимость машин с аукционов. Сейчас ввоз автомобиля с двигателем объёмом 1,0-1,5 литра возрастом 3-7 лет обходится в 25% стоимости или не менее 0,5 евро за кубический сантиметр. В дальнейшем эти показатели для автомобилей от 3 до 5 лет составят 35% и 1,44 евро соответственно. Из-за этого цена на популярные Toyota Vitz может вырасти на 25-30 тысяч рублей, что составляет около 7-10%. Импортеры отмечают, что пока повышение курса доллара компенсируется снижением цен на вторичном рынке Японии из-за кризиса.


Стоимость японского автомобиля определяется способом и местом покупки. Самые недорогие машины продаются на рынках восточной части России – Новосибирске и Владивостоке. Возможен риск столкнуться с машинами имеющими скрытые дефекты, доставка до Челябинска будет стоить 15-30 тысяч рублей.


Доверие заслуживает покупка подержанного авто с правым рулем на японских аукционах. Там каждое транспортное средство проходит строгий юридический и технический осмотр. Вы получаете машину без пробега по России в хорошем состоянии, подходящем вам.


В Челябинске существует несколько фирм, занимающихся доставкой авто с аукционов. Вы сможете купить автомобиль из имеющегося запаса или заказать подходящую модель с определённой комплектацией непосредственно из Японии.

Резюме


Что мы узнали? Воспользоваться автомобилем с правым расположением руля в городе можно без проблем. Водители, привыкшие к правому управлению, потребуется некоторое время на адаптацию – несколько дней.


Во время обгона справа необходимо проявлять бдительность и сосредоточенность. Для опытного водителя обгоны не составляют большого труда, за исключением случаев сильной непогоды и перегруженных дорог.


Автомобили для японского рынка стоят на 12-15% дешевле обычных из-за праворулевого управления популярных моделей B-класса. Но если автоматическая коробка передач не принципиальна, то можно найти автомобиль с левым рулем примерно по той же цене.


Нет заметных препятствий для использования автомобилей марки «японец» в России. Если предпочтения и возможности клиента направлены на правый руль, то это достойный вариант.

Источник: Autochel.ru