Повышение оплаты за труд в вредных условиях: отказ чиновников от поездок на метро.

Автомобили всегда вызывали недовольство у людей, не имеющих доступа к такому средству передвижения. Возникают предложения устранить это явление.

Порой всплывают разговоры о замене автомобилей депутатов на отечественные. Замечательная инициатива, но возникает вопрос: откажутся ли члены Думы и другие высокопоставленные чиновники сесть за руль не Granta, а, скажем, Aurusa?

Удачно всё обойдется из-за малого количества производимых Аурусов. Их выпуск настолько незначителен, что на всех госслужащих таких машин не хватит. Правда, кто-то говорил о тысячах машин в год, но это неправдоподобно. Есть более реальные варианты – например, Москвичи или Evolute. Ну и Haval из Тулы, чиновники наверняка обрадуются.

Интересно, что при повторном поднятии темы и требовании пересадить чиновников в «наши машины» от очередного участника пиар-компании, вопрос о необходимости машин вообще не обсуждается. Выбрать подходящую модель – да, а понять, почему это нужно делать – нет. Какой же чиновник, если ездит на метро?

Безусловно, высшее руководство страны должно иметь служебные автомобили, как и министры в ограниченном количестве. Точное количество «бесплатных» машин сегодня неизвестно.
Ещё Никита Сергеевич на ХХ съезде призывал ликвидировать практику закрепления автомобилей за отдельными работниками, установив строго ограниченное количество личных машин. В принятом постановлении планировалось сократить число ведомственных (преимущественно персональных) машин на 63 тысячи, то есть примерно на 10-15%, создав крупные гаражные хозяйства для обслуживания номенклатуры.
На практике ничего не вышло: к началу 90-х годов чиновников разных уровней обслуживали около 400 тысяч служебных автомобилей и ещё примерно 350 тысяч специальных. По имеющимся данным, на их содержание расходовали столько же бюджетных средств, сколько на весь городской пассажирский транспорт СССР.

Число чиновников сейчас значительно превосходит число прошлых лет. Служебные автомобили за это время стали существенно дороже – раньше предел мечтаний была «Волга», а не «Ауди» или БМВ. При этом сама по себе «Волга» была привычным явлением для обычных людей, таксопарки использовали только такие машины. Дефицит автомобилей сыграл положительную роль, что звучит странно. В настоящее время изобилие дорогих иномарок раздражает не только простых граждан.

Десять лет назад Дума пыталась сократить служебный транспорт, предложив компенсацию к зарплате. Необходимость компенсации казалась всем очевидной: поездки на общественном транспорте не обсуждались. Предложение заглохло. В 2020 году Минфин рассматривал вопрос об использовании агрегаторов такси вместо служебного транспорта без персонального закрепления машины с установлением ограничений по времени, территории и классу обслуживания. Планировалось установить компенсацию за отказ от персонального авто и запретить закреплять его сотрудникам госорганов ниже руководителя структурного подразделения. В Минфине, Центробанке и некоторых других организациях практикуют служебные поездки сотрудников с использованием такси. Применение такси известно в Москве, Санкт-Петербурге, Карелии, Удмуртии, на Алтае, Нижегородской и Белгородской областях.

Несмотря на это, средства на такси все равно выделяются из бюджета. Более того, пользование такси не всегда означает отказ от служебного транспорта.
Региональное расследование показало, что в Белгородской области губернский автопарк насчитывает около двухсот машин – с учетом персональных водителей.

Бывают предложения посадить чиновников за руль, чтобы сами себя возили. Министр финансов Антон Силуанов на Петербургском международном экономическом форуме призвал к этому, но… предложил выплачивать за это премии! Сняв у него персонального водителя и переведя его зарплату в премии чиновникам?

А что насчёт поездок на метро или автобусах, если хочется быть ближе к народу? Не нужно ли за это дополнительно платить из-за возможного риска? Ведь не хотелось бы чиновнику помнить в толкучке или испортить настроение грубиянами. В плохом настроении же трудно принимать законы и улучшать нашу жизнь.

Изображение: img.freepik.com
Автостоянка возле здания Государственной Думы. Фото АРТА-ТАСС, автор — Алексей Филиппов.