Поворот не туда: куда едет российский автопром?
Российскому автопрому объяснили, как следует развиваться до 2035 года. Вот только как это сделать и реализовать намеченные планы в текущих условиях объяснять чиновники пока не спешат
Премьер Мишустин утвердил «Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года». Это радует – хоть кто-то представляет, что делать с нашим автопромом. Хуже то, что кратко излагать основополагающие мысли составители документа не умеют. Или не хотят – для придания солидности. Однако же попробуем разобраться. Про успехи говорить не будем, хотя в документе им тоже нашлось место. Интереснее прочитать про борьбу с недостатками.
Первым недостатком объявлен отрицательный торговый баланс, вызванный, как выясняется, наращиваем сборочных производств иномарок. Дело в том, что закупку автомобилей отчасти сменило приобретение компонентов. Отечественные комплектующие успехом не пользуются – все хотят «заграницу». Далее упомянуто старение автопарка в целом – тут не поспоришь. Как не поспоришь и с тем, что все разговоры про газомоторный транспорт фактически остались разговорами – инфраструктура имеет довольно жалкий вид: к примеру, на всю Москву построено лишь 14 АГНКС. Ну а про электромобили и вспоминать смешно.
Решение? Общий посыл понятен – надо устранить зависимость от недружественных стран по всем позициям – технологии, компоненты и др. Взамен предлагается сотрудничать с дружественными странами – надо полагать, такие еще остались. Но деваться-то некуда: взять, к примеру, ту же электронику. Развивать на голом месте производство высокоинтегрированных микросхем мы не сможем: растянется на десятилетия и не окупится никогда. Остается каким-то образом локализовывать производство зарубежных компонентов практически по всем позициям каталогов – микропроцессоры и АКП, турбокомпрессоры и нейтрализаторы, подушки безопасности и датчики – в общем, от стали до лакокрасок. А что ж мы сами-то сегодня умеем? Получается, что стекла и шины…
Есть и прогнозы (или планы?) В нынешнем году у нас будет продано 810 тысяч легковых автомобилей (в комитете АЕБ настроены менее оптимистично и называют цифру в 770 тысяч, причем с учетом легкого комтранса), из них 515 тысяч соберут в России. В 2035 году продажи вырастут примерно вдвое, а избыток производства (будет и такой!) пойдет на экспорт, дабы обеспечить положительный торговый баланс. Но скептики уже ехидно замечают, что уже к 2030 году средний возраст нашего автопарка составит примерно 20 лет – получается слишком много…
Кто будет непосредственно всем этим заниматься? Перечень имен очевиден – ФГУП НАМИ плюс НТЦ ГАЗа, КамАЗа, ВАЗа и даже УАЗа. Планируемое увеличение вложений в НИОКР – аж 8-кратное! Однако похоже, что по части новых двигателей и коробок нам, все-таки, должна помогать заграница – по заветам великого комбинатора. Имеется в виду, конечно же, дружественная заграница. И что-то боязно за судьбу огромных субсидий – дойдут ли они до конечного инженера или оставят его у дедушкиного кульмана с логарифмической линейкой в руках?
Перспективным видом транспорта пока что объявлен электромобиль – это было ожидаемо. Необходимо масштабное производство силовых установок всех мастей. Это нам, по идее, должно быть по плечу: электрические машины (стартеры, генераторы, электромоторы) у нас производились с незапамятных времен. Кстати, к 2030 году производство нашенских «электричек» должно достичь 217 тысяч. Для сравнения укажем, что в минувшем году было продано всего две с небольшим тысячи новых электромобилей. Главный сдерживающий фактор для покупателей на сегодня – не только высокая цена таких машин, но и почти полное отсутствие инфраструктуры для их нормальной эксплуатации. Какие там «быстрые» зарядные станции, когда и «медленных»-то практически нет. Даже обеспеченная, казалось бы, Москва никаким изобилием похвастаться не может: 68 быстрых плюс 360 медленных – вот и всё… И это при том, что число пользователей такого транспорта пока смехотворно мало. А что делать, если народ вдруг «прозреет» и решит всерьез отказаться от углеводородного топлива? Никакие домашние розетки с задачей не справятся.
Впрочем, со стратегией все равно лучше, чем без нее. Хочется быть оптимистом.