Последняя Лада Приора сошла с конвейера АвтоВАЗа: что модель подарила автомобильной индустрии?

В этом году летом после одиннадцати лет выпуска на конвейере завершился жизненный цикл «Лада Приоры». Автомобиль вызывал неоднозначные реакции: кого-то он покорил, а кого-то разочаровал. Чем же запомнилась эта модель и чем она отличалась?

1

«ПриораЭто первый отечественный массовый автомобиль, оснащенный подушкой безопасности для водителя в стандартной комплектации. КалинеПервые модели также оснащались подушками безопасности, но только в топовой комплектации. «Приора» имела их стандартно.

2

В 2013 году автомобиль получил боковые подушки безопасности, обойдя в этом вопросе другие отечественные модели. ГрантыПро них также долгое время обещали, но не установили, мотивируя это маркетинговыми соображениями, оставив боковые подушки лишь «иномаркам» «Датсунам».

3

Пассивная безопасность – не только эйрбэгами. «Приора» также демонстрирует удачный рестайлинг с усиленной силовой структурой кузова. Разработчики достигли наглядных результатов в фронтальном краш-тесте: машина «второй фазы» в максимальной комплектации с двумя подушками получила 10,6 баллов из 16 возможных. При этом за основу при создании «Приоры» взяли конструкцию модели… ВАЗ-2110Даже одного балла ей не достать! Новая машина предоставляла значительно больше возможностей для выживания в случае аварии.

4

Чтобы выжить не только седокам внутри, но и прохожим. Благодаря небольшому внешнему обновлению 2011 года, включавшему новый передний бампер, «Приора» стала первой из отечественных моделей, соответствующей новым нормам о защите пешеходов. Сначала новое «лицо» досталось лишь люксовым версиям (притом без противотуманных фар, так как их сертификация затянулась), затем и остальным вариантам.

5

«Лада Приора» — автомобиль не из самых современных, но сохраняет звание обладателя лучшей аэродинамики среди продукции АвтоВАЗа. Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx у модели — 0,32, что лучше результата исходной «десятки» (0,347) и недостижимо даже для «Весты». Маленькая лобовая площадь делает преимущество ещё более весомым. Отсюда появляются два плюса: хорошая экономичность, особенно в загородном режиме, и знаменитая лёгкость на подъём. Про разгонную динамику «Приоры» до сих пор ходят легенды. BMW M3 Е46 останется позади.

6

Из тех же 1980-х годов берут начало особенности, которые сегодня мгновенно ставят «Приору» ниже современных автомобилей. Уже при открывании двери возникают ощущения, сравнимые лишь с теми, которые может вызвать… УАЗ ПатриотПотихоньку тянем, а вытащить… Нет, сможем, но резко и неожиданно. Затем закроем и услышим знакомый щелчок, от которого заплачут первые покупатели «восьмёрок». Салон проектировали явно под низкорослых: пассажир сзади ростом выше 180 сантиметров крепко обнимает ногами спинку переднего сиденья, а иногда даже предоставляет колени в качестве подлокотников столь же рослому водителю. Но зато сближает…

7

Неживём мы в тропиках, поэтому появление предпускового подогревателя Eberspacher на легковых бензиновых автомобилях вызвало восторг. С таким устройством можно было завести машину при любой морозной погоде, и двигатель меньше уставал.
Удивительно, что производство «холодоустойчивой» модификации быстро прекратилось. Возможно, причиной тому стала неудачная дилемма «или подогреватель, или климат-контроль», которую поставил перед покупателями завод.

8

Впервые среди моделей, выпускаемых в Тольятти, система климат-контроля появилась на «Приоре» в 2008 году, спустя год после начала производства. На автомобили устанавливали климатические установки двух производителей: филиала «Панасоника» из Тайваня или совместное предприятие тольяттинской фирмы ВИС и корейской компании Halla.

9

В 2013 году вместе с обновлением модели добавили опцию круиз-контроль. Настраивать его можно было кнопками на правом подрулевом переключателе, таком же как на более ранних «Приорах» и «Калинах» с навигатором в комбинации приборов. Функция работала гибко, отключаясь при нажатии на газ и не мешая маневрировать на трассе.

10

«Приора» не отставала от мировых стандартов и в области электрики. Впервые для моделей АвтоВАЗа в ней использовалась мультиплексная проводка в дверях: сигнал передавался к разным блокам по одним проводам, сокращая количество проводки.

11

Была легенда, что если бы у ВАЗа была автоматическая коробка передач, продажи «Лады» сразу же резко возросли. На «Гранте» проверили – миф разрушен. Машины с «автоматом» покупают, конечно, но никакого значительного роста не наблюдается. Для «Приоры» в качестве альтернативы механике выбрали роботизированную трансмиссию на базе стандартной коробки передач. Это освобождает левую ногу, переключает передачи и еще экономит топливо, стоит недорого. Пусть поведение классического «автомата» ему не скопировать, по соотношению «цена-качество» он вполне хорош. Тем более, коробку не забросили и продолжают дорабатывать.

12

«Приора» когда-то была настолько популярна, что получила звание самого продаваемого автомобиля в России. К 2015 году было реализовано 900 тысяч экземпляров. Уже тогда наблюдался спад спроса на модель, поэтому АвтоВАЗ исключил из гаммы универсал и хэтчбек, а также верхние комплектации. Даже с таким сокращённым ассортиментом в апреле 2017 года количество проданных машин превысило миллион.

13

В 2018 году лидер Северной Кореи Ким Чен Ын прокатился на заднем сиденье «Приоры». Разве это не подтверждение надежности и комфорта автомобиля? Вождю нужно ездить только на самом лучшем…

* * *

Всерьёз «Лада Приора» — машина-эпоха. Для многих именно она была мечтой, практически идеальным автомобилем в своей ценовой категории. За ней надолго закрепилась слава «модной», «чёткой», «молодёжной». Нельзя было не отметить действительно хорошую динамику, умеренный расход топлива и стабильное поведение на трассе. Это была хорошая машина для своего времени, но спрос показал, что ей пора уходить. А самое главное – забудут её ой как нескоро. И всё так же одни будут вспоминать с любовью, а другие с ненавистью. А такого со средним продуктом не бывает…