Последняя «Лада Приора» сошла с конвейера АвтоВАЗа.

В этом году летом после одиннадцати лет выпуска завершила свой путь «Лада Приора». Машина вызывала неоднозначные чувства: некоторые любили её безмерно, другие считали её предметом насмешек. Чем же запомнилась и чем отличалась эта модель?
1
«ПриораЭто первый массовый российский автомобиль, оснащенный подушкой безопасности для водителя по умолчанию. КалинеВ базовой комплектации моделей первого поколения также имелись подушки безопасности, однако доступны они были только в максимальной версии. «Приора» снабжала водителя подушками безопасности по умолчанию.
2
В 2013 году автомобиль получил боковые подушки безопасности, став первым из российских машин с такой опцией. ГрантыДолгое время обещали их, но так и не поставили, ссылаясь на маркетинг, оставив боковые подушки только для «иномаркам» «Датсунов».

3
Живое воплощение пассивной безопасности не сводится к эйрбэгам. «Приора» — это ещё и пример рестайлинга с грамотным усилением силовой структуры кузова. Результаты фронтального краш-теста наглядно демонстрируют успехи разработчиков: машина второй фазы в максимальной комплектации с двумя подушками получила 10,6 баллов из 16 возможных. Такой результат достигнут при том, что за основу при создании «Приоры» взяли конструкцию модели… ВАЗ-2110Ей было очень далеко до первого места, а новая машина значительно повышала шанс выжить в случае ДТП.
4
Выжить должны не только пассажиры внутри, но и прохожие. Благодаря небольшому внешнему обновлению 2011 года, которое включало новый передний бампер, «Приора» первой из отечественных моделей стала соответствовать новым нормам о защите пешеходов. Сначала новое «лицо» досталось лишь люксовым версиям (при этом без противотуманных фар, обычно полагающихся таким комплектациям, так как их сертификация затянулась), затем и остальным вариантам.

5
«Лада Приора» — автомобиль далеко не самый современный, но по сей день сохраняет звание обладателя лучшей аэродинамики среди продукции АвтоВАЗа. Коэффициент аэродинамического сопротивления Cx у модели — 0,32, что лучше результата исходной «десятки» (0,347) и недостижимо даже для «Весты». Маленькая лобовая площадь делает преимущество ещё более весомым. Отсюда появляются два плюса: хорошая экономичность, особенно в загородном режиме, и знаменитая «лёгкость на подъём». Про разгонную динамику «Приоры» до сих пор ходят легенды. BMW M3 Е46 останется позади.
6
С тех же восьмидесятых берут начало черты, которые сейчас мгновенно ставят «Приору» ниже современных автомобилей. Уже при открывании двери появляются чувства, сравнимые разве что с УАЗ ПатриотПотянемся-потянемся, а вытянуть… Нет, можем, но внезапно и жестко. Потом закрываем и слышим знаменитый лязг, по которому всплакнут первые покупатели «восьмёрок». Салон спроектирован явно под невысоких: задний пассажир ростом выше 180 см крепко обнимает ногами спинку переднего сиденья, а иногда предоставляет колени в качестве подлокотников столь же рослому водителю. Зато сближает…

7
Живя не в тропиках, внедрение предпускового подогревателя Eberspacher для бензиновых легковых автомобилей встретили с энтузиазмом. Ведь с ним можно завестись в любую стужу, а двигателю будет легче работать. Удивительно, что производство «холодоустойчивой» модификации довольно быстро прекратилось. Возможно, причиной тому стала не слишком удачная дилемма «либо подогреватель, либо климат-контроль», которую поставил перед покупателями завод.
8
В 2008 году, спустя год после начала выпуска, среди моделей из Тольятти климат-контроль появился впервые на «Приоре». Автомобили комплектовались установками от двух производителей: тайваньского филиала «Панасоники» или совместного предприятия тольяттинской фирмы ВИС и корейской компании Halla.
9
В 2013 году вместе с обновлением модели появилась функция круиз-контроль. Управлять ею можно было с помощью кнопок на правом подрулевом переключателе, аналогичном тому, что использовался на более ранних «Приорах» и «Калинах» с навигатором в панели приборов. Функция была гибкой: отключалась при нажатии педали газа и не мешала манёврам на трассе.

10
«Приора» не отставала от мировых стандартов и в области электрооборудования. В ней впервые для машин АвтоВАЗа использовалась мультиплексная проводка в дверях: по единым проводам отправлялся сигнал к разным блокам, что позволяло экономить массу проводов.
11
Бытовала легенда о том, что у ВАЗа с автоматической коробкой передач продажи «Лады» взлетели бы к небесам. Проверив на «Гранте», миф был разрушен. Машины с «автоматом» покупают, но никакого роста в разы не наблюдается. Для «Приоры» как альтернативы механике создали роботизированную трансмиссию на базе стандартной коробки передач. Левая нога освобождается, передачи переключаются, а ещё и топливо экономит, стоит недорого. Пусть поведение классического «автомата» ему не копировать, по соотношению «цена-качество» он вполне пригоден. Тем более, коробку не забросили и продолжают дорабатывать.

12
«Приора» пользовалась большой популярностью и являлась самым продаваемым автомобилем в России. К 2015 году было реализовано 900 тысяч экземпляров. Уже тогда снижался спрос на модель, поэтому АвтоВАЗ исключил из гаммы универсал, хэтчбек и топовые комплектации. Несмотря на это, к апрелю 2017 года выпущено более миллиона машин.
13
В 2018 году руководитель Северной Кореи Ким Чен Ын прокатился на заднем сиденье «Приоры». Не является ли это подтверждением надёжности и комфорта автомобиля? Ведь вождю не полагается ездить на чём угодно…

* * *
«Лада Приора» – машина-эпоха. Для многих она была мечтой, практически идеальным автомобилем в своей ценовой категории. Ей долгое время придавалось значение «модной», «чёткой», «молодёжной». Нельзя было не отметить хорошую динамику, умеренный расход топлива и стабильное поведение на трассе. Это была хорошая машина для своего времени, но спрос показал, что пора уходить. А самое главное – о ней забудут очень нескоро. И всё так же одни будут вспоминать с любовью, а другие с ненавистью. А такого с обычным продуктом не бывает…