Последний путь для «Экспедиции» или зачем УАЗу не нужен внедорожник типа «Буханки»

«Экспедиция» — в дорогу или зачем УАЗу «Буханку»?

В юности без радикализма сердце не имеет, а в зрелости без консерватизма ума нет. Фразу приписывают многим политическим деятелям: Черчиллю, Клемансо, Дизраэли и др. Ее смысл подходит в качестве последнего «прости» буханке УАЗ.
За 64 года существования конвейерной жизни глобальных нововведений не было. Мощность и экологический класс мотора изменили, в коробку добавили пятую передачу, подправили тормоза, поставили гидроусилитель руля. В конце налепили на коммерческую машину категории В/N1 брутально-железный обвес и снабдили импортными колесами, назвав такую комплектацию «Экспедиция». Эволюция автомобиля достигла вершины.

Грубый дизайн, полный привод и яркий оранжевый цвет притягивают новичков, которые верят в миф о простой и надежной отечественной машине для настоящих умельцев. Мужики! Завод своими возможностями так и не позаботился о вас. Думаете, вы справитесь с этой огромной работой сами? Ваш путь — тюнинг разной глубины в пределах, разрешенных законом. Эргономику, топливную экономичность, безопасность во всех проявлениях и комфорт за завод вы сделать не сможете. Никогда.

Передний стальной обвес заслуживает благодарности. Бамперы силовые и мощные. Отдельно предусмотрена защита картера двигателя и элементов передней подвески. Обратите внимание, что всё это стальное оборудование крепится к раме и имеет вес. Лебедка установлена, но дилер не рекомендовал её использовать из-за плохого сматывания троса. Не менее впечатляет задний силовой бампер с калиткой, к которой прикручено запасное колесо. Калитка фиксируется к бамперу замком с шплинтом на цепочке с ретро-дизайном. Правее замка расположена лестница на крышу. Там находится багажник, но по площади он ощутимо меньше крыши. Почему?
Откинув запасное колесо, получить доступ к грузовому отсеку автомобиля можно. Легкие двери ведут в отсек УАЗа объемом 2 метра кубических. 3Грузоподъемность составляет 704 кг. Результат не впечатляет. В багажнике есть кусочек линолеума на полу. Защита креплений задних фонарей в виде двух небольших листков прессованного картона — особенный шик модели. Еще из прошлого — заправочные горловины баков. Автомобиль выпускается почти 70 лет, но крышки бензобаков простые, без замков и торчат из ниш кузова на добрые 10 мм.

Отсек рассчитан на 5 человек. Сиденья современные, два передних расположены против направления движения, между ними столик. Возможно, такая деталь наглядно демонстрирует назначение модели. В неведомых местах, куда попадете, первым делом понадобится стол. То, что обычно ставят на него по завершении пробега, будет считаться прививкой от былых мечтаний и надежд.
После обхода машины самое время садиться за руль. Сразу это не получится. Первое время ноги будут цепляться за педали, рулевую колонку и всё остальное. У переднего пассажира есть скоба для входа в машину, для водителя таковой нет.

Через довольно узкое по высоте ветровое стекло обзор средний, это СГР, старый грузовой ряд, Смущены? Посмотрите в СТС: транспортное средство для перевозки грузов массой не более 3500 кг. Это грузовик, о чем вас напоминает категория N1.

Между водителем и пассажиром располагается двигатель. Ранее использовался карбюраторный УМЗ‑4218 объемом 2,9 л. Благодаря ему можно было в полевых условиях продуть и отрегулировать карбюратор штатным насосом. Сейчас применяется инжекторный ЗМЗ‑409. Этот двигатель исправно тянет машину вперед на прямых асфальтовых участках до 100 км/ч. Дальше управление машины, как и тормоза, оставляет желать лучшего. Гул мотора и вой коробки доставляют дискомфорт. Крышка моторного отсека с ворсовой накидкой не спасает от шума. Щетки очищают лобовое стекло перед водителем фрагментарно. На неровностях машина подпрыгивает, создавая впечатление отсутствия амортизаторов, хотя они есть. Рессорная подвеска не способствует комфортному движению. Педали расположены на разном уровне, что вынуждает ноги водителя совершать резкие движения при их нажатии.

Моноблок контрольных ламп размещен посередине железной передней панели. На ней, помимо спидометра, крупно отображаются параметры напряжения. Лучше было бы так же крупно показывать запас топлива. У машины 2 бака, вмещающие суммарно 77 л. Топливный насос установлен в левом, а в правом он перекачивающий. Еще одна загадка: почему включение полного привода не снабжено информационной табличкой? Как управлять рычагами, которые подключают мост типа «спайсер»? Из всего понятно, как включить электронную блокировку заднего моста — она выведена отдельной кнопкой.
Под передней панелью расположена печка. Она работает с громким воем. Тепло идет во все стороны. Чтобы было понятно: правая нога будет париться, как в бане, тогда как левая замерзнет — тепло к ней не доходит.

Наконец, колеса. Нарядные, импортные BFGoodrich AT 225/75R16. Но с ними дорожный просвет чуть больше 200 мм. О какой проходимости может идти речь, если некоторые кроссоверы располагают таким клиренсом?
Не думайте, что я придираюсь к простой и недорогой, по нынешним ценам, машине. Но вот еще цитата директора завода, сказанная прошлым летом по поводу «буханки»: «Я не верю в дешевый народный автомобиль. Его быть не может, потому что все мы хотим идти в ногу со временем, с новыми технологиями».
Возможно, экспедиции скоро исчезнут, как и самый доступный набор для подобного творчества. Желающим получить славу мастеровитого мужчины стоит спешить.
Технические характеристики УАЗ СГР «Экспедиция» |
|
Колесная формула | 4х4 |
Габариты (длина/ширина/высота) | 4865/1940/2284 мм |
Колесная база | 2300 мм |
Объем багажника | 2 м3 |
Полная масса | 2830 кг |
Снаряженная масса | 2126 кг |
Объем топливных баков | 77 л |
Двигатель | бензиновый, Р4, Евро-5, 2693 см3, 112 л. с., 198 Нм при 2500 мин-1 |
Максимальная скорость | 127 км/ч |
Расход топлива при 80 км/ч | 11,2 л/100 км |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая |
Подвеска (передняя/задняя) | зависимая, рессорная |
Тормоза (передние/задние) | дисковые/барабанные |
Размерность шин | 225/75R16 |
Конкуренты | ГАЗ «Соболь» 4WD |