Посчитали – прослезились: сколько иностранные концерны потеряли в России
Как известно, взаимовыгодный договор – это такое соглашение, при нарушении которого прогадывают обе заключившие его стороны. Поэтому все «ненашенские» компании, решившие вмешаться в «спор славян между собою», наказав строптивую Россию своим отказом от бизнеса, высекли при этом и самих себя. Речь идет о десятках миллиардов долларов.
Считать чужие доходы и расходы нехорошо, но интересно. Тем более, что цифры открыты для обозрения. Нас интересуют, конечно же, результаты, касающиеся автопрома.
В частности, автоконцерн Renault оценил свои потери по итогам первого полугодия в 2,3 млрд евро ($2,4 млрд). «Чистый убыток составил 2,3 млрд евро в связи с неденежной корректировкой из-за прекращения промышленной активности в России», – говорится в отчетности компании. Как известно, Renault объявил о приостановке работы в России в марте. Ну, а в мае компания передала свои российские активы в государственную собственность: доля в АвтоВАЗе перешла ФГУП НАМИ за условный один рубль, завод «Рено Россия» – бесплатно отошел городу Москве.
По итогам первого полугодия ущерб Mercedes-Benz «в связи с корректировкой деловой активности в России» (а это остановка завода в Московской области и прекращение ввоза машин из-за рубежа) составил 709 миллионов евро. Как следует из финансовой отчетности концерна, 658 миллионов пришлось на сегмент легковых автомобилей, 51миллион — на коммерческий транспорт.
Как пишут российские и зарубежные СМИ, завод по производству грузовиков Volvo Trucks в Калуге может закрыться в сентябре (хотя в самой компании это не подтверждают). В прошлом году здесь выпустили 5692 автомобилей. Штат предприятия – около тысячи человек. Увольнять сотрудников — опять же, по данным прессы — хотят с приличными компенсациями. Возможные потери: $423 млн.
Более 200 миллионов евро лишился французский производитель шин Michelin. В первом квартале чистая прибыль концерна снизилась с 1,03 миллиарда евро до 843 миллионов евро. Michelin пришлось повышать цены на свою продукцию для компенсации убытков из-за остановки российского предприятия в подмосковном Давыдово и передачи его в управление местному топ-менеджменту.
Теперь про топливо и смазочные материалы. ВР оценила чистый убыток от выхода из пакета акций «Роснефти» в $20,4 млрд. Shell потеряла от $4 до $5 млрд (это данные только за I квартал). Напомним, что в России компании принадлежали 27,5% акций проекта «Сахалин-2» (сжиженный газ), 50% – в Salym Petroleum Development (нефтяные месторождения в Сибири). Кроме того, компания продала свою сеть из 370 автозаправок. Ранее руководство Shell заявило, что прекращает участие в проекте газопровода «Северный поток-2».
И еще немножко про углеводороды. ExxonMobil оценила потери от выхода из проекта «Сахалин-1» в $3,4 млрд. Правление немецкой Wintershall Dea AG, главного партнера «Газпрома» в Европе, спишет финансирование «Северного потока-2» в размере около 1 млрд евро. Общий объем списаний компании по российским активам может составить около 2 миллиардов евро. А норвежская Equinor отразила чистый убыток от списания российских активов на уровне $1,08 млрд. Уход из России означал для нее потерю 88 млн баррелей, или 1,6% нефтяного эквивалента запасов.
Теперь об иностранных банках, которые кредитовали российские предприятия (в том числе связанные с автопромом) и неплохо зарабатывали на автокредитах. Эти бедолаги потеряли миллиарды. Французский Societe General – €3,1 млрд, итальянская группа UniCredit – €1,3 млрд. Американский банк JPMorgan Chase – около $1 млрд, а норвежский банк Nordea – более €600 млн.
И это еще не финал! Мы пока не знаем, сколько потеряли и еще потеряют из-за заморозки активности в России концерн Volkswagen, BMW, Toyota, Hyundai, Kia и другие автомобильные бренды. Но здесь речь также идет о сотнях миллионов долларов и евро.
Обидно терять деньги? Да. Ну, а кто вас заставлял их терять?!