Поймают всех: ГИБДД придумала новые способы слежки
Вместо прежнего административного регламента ГИБДД появился некий «Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения». В новом документе много нововведений для автомобилистов – сейчас идет его общественное обсуждение. Попробуем вникнуть в суть.
За соблюдением ПДД будут следить… с дирижаблей! Звучит довольно забавно: кто и когда в последний раз видел дирижабль? Однако п.32 содержит перечень технических средств, которые могут использоваться ГИБДД для фиксации нарушений. Среди них: вертолеты, аэростаты, дирижабли, мотодельтапланы, беспилотные летательные аппараты и другие технические средства. Честно говоря, звучит как-то нереально, но хочется верить в лучшее.
Упоминание беспилотных летательных аппаратов, как средство фиксации нарушений, появилось не просто так. ГИБДД уже давно экспериментирует с ними. Например, нарушение правил обгона является очень трудно выявляемым и, одновременно, очень опасным нарушением. С помощью беспилотников ГИБДД может фиксировать такие нарушения, что для многих водителей станет сюрпризом. Беспилотники могут использоваться и для фиксации так называемого опасного вождения. Высота полета и большое поле обзора позволяет собрать четкую доказательную базу.
Интересно, а камеры-то при этом останутся? А вот и ответ: да, камеры останутся, причем их станет больше. В п.43 содержится критерий установки камер фиксации нарушений. Если раньше их размещали в так называемых «очагах аварийности», то теперь камера может быть установлена и в так называемом «предочаге», то есть месте, где до очага не хватает одной аварии. Дело в том, что аварийно-опасный участок – это место, где в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди. Таким образом, камера теперь может быть установлена в месте, где произошло 2 ДТП одного вида и 4 ДТП любых видов, в каждом из которых был причинен вред здоровью хотя бы одного из участников. Ну, что ж – пусть ставят, если это поспособствует снижению аварийности.
А вот это совсем интересно. Инспекторы ДПС, по разрешению от руководства территориального органа МВД, теперь смогут патрулировать дороги в обычной одежде и на обычном автомобиле. Иными словами, такой патрульный автомобиль вообще нельзя будет отличить от любого другого. Это сказано в пункте 5. Хочется возмутиться: ведь тут же появятся липовые «инспекторы». Но пункт 6 тут же ограничивает инспекторов в гражданской форме одежды и в гражданском автомобиле, запрещая осуществлять останавливать водителей. Такие инспекторы могут только фиксировать нарушения с использованием технических средств, к которым теперь отнесены и смартфоны инспекторов (п.44). Зачем это понадобилось, не вполне понятно. Ведь во многих случаях один только вид сотрудника в форме невольно заставлял ехать осторожнее.
Еще странная новинка: теперь инспектор сможет проверить не только водительское удостоверение, но и установить личность водителя и пассажиров (п.50.4). А если паспорта с собой нет? Носить его постоянно мы, вроде бы, не обязаны. Кроме того, инспектор теперь сможет остановить автомобиль только для того, чтобы проверить водительское удостоверение, СТС и наличие полиса ОСАГО. Инспекторам по-прежнему запрещено останавливать автомобили в тех местах, где остановка запрещена знаком, за исключением ряда случаев. Это связано с многочисленными жалобами автомобилистов, получивших штраф за остановку в неположенном месте с камеры, хотя они подчинялись указанию инспектора ГИБДД.
Некий техосмотр будет проводиться органолептическим методом (п.85). Это означает, что инспектор ГИБДД прямо на дороге будет визуально определять наличие неисправностей, среди которых трещины на лобовом стекле, неработающие фары и фонари – в общем, то, что легко определить на глазок без применения специальных технических средств. Но при этом их использование не запрещается – следует ли ожидать появления передвижных пунктов контроля технического состояния автомобилей ГИБДД?
Отметим, что теперь расширено число ситуаций, в которых инспектор для фиксации нарушения или обстоятельств по делу будет применять личный смартфон или любую подобную технику с камерой. Фактически это легализует сложившуюся практику.
При этом напомним, за некоторые мелкие нарушения штрафовать уже нельзя.