Почему Taycan — настоящий Porsche?

Вот почему Taycan — истинный Porsche

Мы дважды назвали Porsche Taycan одним из самых передовых серийных электрокаров современности. премьерного тест-драйва в Германии и после тихих гонок на трассе Moscou Raceway Прежде чем сесть за руль, разобрали электрический спорткар до винтиков, рассказав о главных технических особенностях. Прочитайте, если пропустили. Вкратце: Taycan впечатляет практически по всем параметрам: динамика, максимальная скорость, управляемость, запас хода, ускоренная зарядка, широкий набор систем безопасности, проработка силовых узлов и агрегатов.

Иногда трудно ограничиться лишь передачей впечатлений и описанием характеристик, ведь более чем полувековая история спортивных автомобилей Porsche оставила неизгладимый след в культуре и сформировала армию преданных поклонников, которые с трепетом относятся к изменениям. Им важны не только цифры, но и наследие, родословная. На первый взгляд Taycan сильно отличается от всех предыдущих моделей Porsche, выпущенных на заводах в Штутгарт-Цуффенхаузене и Лейпциге. Но если рассмотреть историю, то увидим: Taycan — это новая ступень эволюции, к которой инженеры Porsche шли десятилетиями.

Чтобы постичь настоящее, нужно изучить прошлое и предугадать будущее.



Taycan = Porsche
Каждый новый Porsche получал критику за новации и отличия, включая семейство «Девять-Один-Один». Мотор у настоящего Porsche должен быть за задней осью? В серийных модификациях 911-го это так. Но знаете ли вы, что Porsche 356, от которого 911-й унаследовал компоновку, изначально планировался как среднемоторный спорткар? В 1948 году был обкатан прототип Porsche 356 Nr. 1 Roadster с двигателем в колесной базе, но перед запуском автомобиля в серию Ферри Порше поступил на среднемоторную компоновку ради практичности: двигатель был сдвинут в багажник, чтобы освободить пространство для пары мест позади водителя.

С середины прошлого века и по настоящее время на гоночных трассах успешно выступают среднемоторные Porsche: 804, 906, 917, Porsche 936, 956, 911 GT1, 919 Hybrid, 718 Cayman GT4 Clubsport, 911 RSR и многие другие.

В нижнем ряду слева направо: 917 KH 1971 года выпуска, 936/81 Spyder 1981 года выпуска, 917 KH 1970 года выпуска.
Ваше мнение о модели 911 Turbo S? Настоящий ли это спортивный автомобиль с турбированным двигателем в глазах фанатов марки Porsche? До 70-х годов автомобили Porsche комплектовались только атмосферными двигателями. Но в 1972 году для участия в американских гонках Can-Am среднемоторному гоночному прототипу Porsche 917/10 установили две турбины.

Многочисленные триумфальные победы привели к появлению в 1975 году первого 911 Turbo в кузове 930. Через более чем тридцать лет слово «Turbo» переросло в обозначение не только автомобилей Porsche с турбокомпрессором, но и суб-бренда самых производительных моделей, таких как Taycan Turbo и Taycan Turbo S. В электромобиле, разумеется, не получится установить турбину, разве что положить её в один из багажников…




Полный привод появился в серийных моделях 911 во второй половине 80-х годов. К ралли-марафону «Дакар» 1984 года компания Porsche создала три полноприводных 953-х. В первой же гонке – пилот Рене Метж и штурман Доминик Ле Муан на Porsche 953 одержали победу в марафоне. В 1985 году Porsche выпустил полноприводный спорткар 959, а с выхода в 1989 года поколения 964 схема 4×4 стала применяться и на моделях 911. Сначала публика сомневалась относительно версии Carrera 4 в линейке 911-х, но вскоре ее приняли.



Дебютировавшее в 1997 году поколение 996 разделило поклонников Porsche 911 на два лагеря. 996 стал первым 911-м с оппозитным двигателем, охлаждаемым жидкостью, вместо воздушного. Изменения вновь спровоцировали споры о «настоящих Porsche». Однако, оценив надежность и повышенную мощность двигателя, поклонники успокоились. Переход на двигатели с жидкостным охлаждением был вызван не только желанием инженеров увеличить ресурс мотора, но и необходимостью соответствовать все более строгим нормам по вредным выбросам.




Кратко перечислены яркие моменты в истории семейства моделей Porsche 911. Но и другие модели, такие как переднемоторный Porsche 924, кроссоверы Cayenne и Macan, а также фастбэк Panamera, вызывали немалый ажиотаж. Новым участником бала революционеров стал Porsche Taycan.
Сила тока
С электричеством автомобили Porsche знакомы с начала ХХ века. В 1900 году Фердинанд Порше продемонстрировал публике на автосалоне в Париже гибридный автомобиль Lohner-Porsche. В XXI веке Porsche обращает внимание на электромоторы. В 2007 году дебютирует концепт гибридного Cayenne, а уже в 2010 году немцы представляют трековый 911 GT3 R Hybrid, оснащенный 480-сильной оппозитной «шестеркой» и двумя электромоторами по 163 силы. Гибридный 911 отправляется на гоночные треки для испытаний, а победа в марафоне «24 часа Нюрбургринга» 28 мая 2011 года окончательно доказывает — быстрым «зеленым» Porsche быть!

Концепция трекового 911 GT3 R Hybrid воплотилась в лимитированном среднемоторном суперкаре Porsche 918 Spyder: атмосферный бензиновый двигатель V8 4.6, два электромотора и суммарная мощность в 887 лошадиных сил. В 2013 году 918-й доказывает всему миру, что гибриды могут быть настоящими ракетами, установив рекорд Северной петли Нюрбургринга среди серийных автомобилей — 6 минут 57 секунд.

В 2014 году гибридный спортпрототип класса LMP1 919 Hybrid стал преемником электрифицированных Porsche, построен для гонок серии FIA WEC, включая легендарный Ле-Ман. Как и предыдущие суперкары Porsche, 919 Hybrid был полон инноваций и при дебюте считался самым сложным автомобилем марки в истории.

Силовая установка состояла из V-образного 4-цилиндрового двухлитрового бензинового двигателя, раскручивающегося до 9000 оборотов в минуту. Один турбокомпрессор, расположенный в развале блока цилиндров, обеспечивал мощность до 500 сил. На передней оси находился блок мотор-генератора, а рядом с водителем — блок литиевых ячеек, разработанный совместно с компанией A123. Спортпрототип оснащен двумя системами рекуперации энергии: KERS, переводившей электромотор в режим генератора при торможении, и ERS, восполняющей энергию от выхлопных газов.

Маттиас Мюллер, председатель Porsche AG, называл 919 Hybrid исследовательской лабораторией Porsche в области гибридов и электрокаров. Спортпрототип класса LMP1 соревновался с аналогичными автомобилями Audi и Toyota с 2014 по 2017 год, принеся компании три кубка конструкторов в 2015-м, 2016-м и 2017-м годах. Это помогло создать два электрокара — Taycan и 99X Electric.

В летнем сезоне 2017 года компания Porsche сообщила о выходе из категории LMP1 Чемпионата мира по гонкам на выносливость WEC по завершении сезона. Руководство фирмы, добившись успехов со спортпротипа 919 Hybrid, приняло решение о новом этапе электрификации: гибридизации модельного ряда и трансформации электрического концепта 2015 года Mission-E в серийный Taycan. В сфере автоспорта немцы для испытания передовых технологий выбрали набирающую популярность серию Formula E.
Электрическая Формула
С давних пор передовые гоночные серии выступали испытательными площадками для конструкторов и инженеров. Formula 1, WEC и WRC внесли в мир множество решений и изобретений, применяемых сегодня в автомобилях гражданского назначения. В связи с возросшей популярностью электромобилей Международная Автомобильная Федерация (FIA) в 2012 году разрешила создание новой гоночной серии для электромобилей, где производители могли бы испытывать и совершенствовать технологии электрических транспортных средств. Так появилась Formula E.

Новую электрическую гоночную серию часто сравнивают с «Формулой 1». Обе серии проводят Гран-при (ePrix в Formula E), и в обеих гонки проходят на одноместных машинах. В FE машины имеют аэродинамические обтекатели вокруг колес, чего нет в F1. Тем не менее, у Formula E есть свои особенности, которые позволяют ей развиваться с каждым годом.
Сезоны гонок охватывают не один календарный год, а два — конец одного и начало следующего. Сезон 2020/2021 будет исключением — из-за пандемии первый ePrix назначен на январь 2021 года.

В дебютном сезоне 2014/2015 все команды выступали на болидах Spark-Renault SRT_01E весом 800 килограммов, разгонявшихся до 100 км/ч за примерно 3 секунды и развивавших максимальную скорость в 225 км/ч. С второго сезона организаторы гоночной серии открыли доступ к ней всем желающим производителям. С этого момента Formula E начала совершенствоваться и привлекать именитых производителей со всего мира: Renault, McLaren, Dallara, Williams, Jaguar, DS, Mahindra, Audi, Nissan, BMW, Mercedes-Benz и Porsche.
Из-за ограниченного запаса хода аккумуляторов первые четыре сезона командам требовалось иметь минимум по две машины на одного пилота на этап. С сезона 2018/2019 в Formula E появились электрические болиды второго поколения, которые преодолевают всю дистанцию гонки без подзарядки. Ожидается появление третьего поколения спортивных электрокаров с новыми аккумуляторами и системой быстрой зарядки (в течение 30 секунд) к сезону 2022/2023.

Заскучали от того, что в Формуле 1 из года в год первая тройка команд не меняется? В Формуле E хотят создать более конкурентную среду, поэтому действует ограничение расходов на команду — в среднем три миллиона фунтов. Помимо гонщиков и технических специалистов, обслуживающих силовые установки болидов, к каждой команде допускается лишь восемь человек: руководитель, четыре механика, инженер-телеметрист и два гоночных инженера.

Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни, что промоутеры FE учли, внедрив в гоночную серию уникальный интерактив — «фанбуст». Пятисекундное увеличение отдачи силовой установки машины, которым могут воспользоваться один раз на протяжении гонки пять пилотов, набравшие наибольшее количество голосов от зрителей в соцсетях. На руле есть соответствующая кнопка. Каждый пилот электрической формулы несколько раз за гонку может использовать режим атаки, кратковременно увеличивающий мощность. В серийных спортивных автомобилях, в том числе в «Тайкане», есть похожая функция — «овербуст».
Кстати, о пилотах
С каждым сезоном Формула Е привлекает все больше именитых гонщиков, в том числе экс-пилотов F1, чемпионов DTM, WEC и других серий. В электрических гоночных болидах отметились бразилец Фелипе Масса с 11 победами в «Формуле 1», француз Жан-Эрик Вернь (Scuderia Toro Rosso F1, 2012-2014), двукратный победитель Гран-при Макао F3 Эдоардо Мортара, трехкратный чемпион DTM Рене Раст, двукратный чемпион мира по автогонкам на выносливость в классе LMP1 Себастьен Буэми и многие другие. В сезоне 2020/2021 команду TAG Heuer Porsche Formula E Team представляют трёхкратный победитель «24 часов Ле-Мана» Андре Лоттерер и чемпион DTM 2015 года Паскаль Верляйн.



Porsche 99X Electric
Автоспорт и Porsche всегда были взаимосвязаны. Победы в гонках способствовали продаже автомобилей и тестированию новых технологий, которые затем применялись в гражданских машинах.
Например, использование армированного углеродным волокном полимера позволило инженерам Porsche уменьшить вес гоночного автомобиля 911 GT1 Le Mans. Эта технология позже помогла «похудеть» серийному GT3 RS. После успешного испытания карбон-керамических тормозов на спортивном прототипе 962, Porsche начал предлагать их в качестве опции для своих серийных спорткаров.
Гибридные Panamera и Cayenne никого сегодня не удивляют. Но именно успешное участие прототипа Porsche 919 Hybrid с гибридной силовой установкой в Чемпионате мира по автогонкам на выносливость (FIA WEC) в категории LMP1 способствовало внедрению гибридных технологий в массовые автомобили Porsche.

Регламент Formula E требует унифицированного шасси и батареи для всех машин. Все остальное, начиная от силовой установки и приводных механизмов до тормозной системы и подвесок, команды разрабатывают самостоятельно. Именно здесь и завязана конкуренция между производителями. Электромобиль 99X Electric, дебютировавший в Формуле-Е прошлом сезоне, многими технологиями и решениями обязан гибридному спортпрототипу 919 Hybrid и опыту инженеров Porsche в гонках.
Модель 99X Electric комплектуется энергосистемой мощностью 800 вольт, что ускоряет зарядку батареи. Аналогичная система установлена в серийном Porsche Taycan. В диапазоне заряда литиево-ионной батареи емкостью 93 кВт·ч от 5 % до 50 % электрокар способен принимать до 270 кВт. Это, кстати, о гоночных технологиях в массовых автомобилях Porsche!

В проекте LMP1 заложили основу для участия Porsche в Formula Е. При разработке силовой установки для Formula E учли полученный опыт. Главное внимание уделили созданию высокоэффективного привода с превосходным КПД, как подчеркнул Мальте Хунеке, технический руководитель проекта «Формулы E».
Porsche всегда подтверждает свои заявления успехом в гоночном мире: в дебютном для команды ePrix сезона 2019/2020 автомобиль 99X Electric под руководством Андре Лоттерера занял второе место.

В истории марки Porsche можно наблюдать постоянное изменение моделей – появление новых версий, кузовов, форм и силовых установок. При этом подход к разработке нового остаётся неизменным: перед серийной производством технологии проходят испытания в высших лигах автоспорта. Так было, так есть и будет дальше. Сегодня электрокары Taycan и 99X Electric – это вершина инженерных достижений Porsche. Однако уже через несколько лет компания может порадовать нас чем-то ещё более революционным.
Фотогалерея:
























































































































































































































































































































Чтобы быть в курсе новостей компании, посетите официальный медиапортал Porsche и подпишитесь на его аккаунт в Instagram.