Почему на дорогах России гибнут люди и когда это кончится?


Почему на дорогах России гибнут люди и когда это кончится?

Разбираемся, почему на российских дорогах ежегодно гибнут тысяч людей, и что можно сделать, чтобы решить эту проблему

Простите за резкий заголовок, но 20 мая в нашей стране проходит Единый день безопасности дорожного движения, и хотелось бы уже разобраться, как в России протекает работа по снижению смертности на дорогах.

Погибшие города

Я не хочу говорить о статистике. Я хочу сказать о том, что люди вообще не должны умирать на улицах и автомобильных дорогах. Возможно, я идеалист, но не один я так считаю. В подписанном Президентом указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» говорится: «…в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей… снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения (к 2030 году — стремление к нулевому уровню смертности)».

Это значит, что в 2024 г. нужно добиться того, чтобы на дорогах погибало не более 6 тыс. человек в год. Но это тоже много! В России 90 городов с населением менее 6 тыс. человек. Даже когда мы достигнем этой промежуточной цели, ежегодно на дорогах России будет погибать население такого небольшого города, как Приморск Ленинградской области.

А знаете ли вы, какие города гибнут на дорогах сейчас? В 2021 г. на дорогах России погибло почти 15 тыс. человек! Это такие города, как Бородино, Анадырь, Судак.

Так почему же гибнут люди?

На макроуровне все понятно — исполнительные органы власти не справляются с проектом «Безопасные качественные дороги». В июле 2021 г., когда стало ясно, что к 2024 году достичь заданного уровня социального риска, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения, не удастся, сроки программы сместили на шесть лет, с 2024 на 2030 г. Это значит, что в 2030 г. вместо решения поставленной задачи полной безопасности на дорогах мы похороним еще один Приморск — это в том случае, если будут достигнуты хотя бы сниженные показатели.

Было бы легче, если бы смертность на дорогах плавно снижалась по всей России — но это не так. Почти половина российских регионов (38 из 85) не выполняет задач по повышению безопасности дорожного движения, а в 25 регионах — таких, как Адыгея, Карелия, Марий Эл, Севастополь, Астраханская область, Костромская область и Магаданская область число погибших в ДТП растет — и растет на десятки процентов!

Почему это происходит? Легче всего было бы ответить на этот вопрос словами героя фильма «Бумер»: «Не мы такие, жизнь такая». И правда — автомобиль весит не меньше тонны, столкновение живого тела с ним смертельно по определению, на дорогах много автомобилей и много людей, ничего не поделаешь… Или поделаешь?

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - gibdd_01.jpg

Широко известно, что за рубежом (при желании можно привести конкретные примеры таких городов, как Амстердам, Антверпен, Берлин, Копенгаген, Лондон, Нью-Йорк, Осло, Сан-Паулу, Стокгольм, Таллин, Токио, Торонто, Хельсинки, Цюрих, но это практически общемировая практика) безопасность дорожного движения значительно выше, чем в России. При этом ограничения скорости, особенно на городских улицах, у них гораздо более строгие, штрафы за превышение скорости в десятки раз выше, чем в России. К тому же в нашей стране в пределах большинства населенных пунктов максимально разрешенная правилами дорожного движения скорость — 60 км/ч. В сумме с беспрецедентным нештрафуемым порогом в 20 км/ч, который большинство наших водителей автоматически прибавляют к допустимой скорости и не считают это нарушением, получается все 80 км/ч! Тогда как нештрафуемый порог в большинстве европейских стран находится в пределах 3–5 км/ч, а где-то его и попросту нет. Совпадение?

Мировыми специалистами в области дорожного движения была разработана программа повышения безопасности дорожного движения и снижения смертности в дорожно-транспортных происшествиях Vision Zero, главный принцип которой заключаются в том, что люди не должны погибать на дорогах — просто не должны, и все. Нужно безопасным образом проектировать автодороги и городские улицы — и, разумеется, нужно жестко ограничивать скорость транспортных средств. Согласно Vision Zero максимальная скорость на т. н. улицах местного значения составляет 30 км/ч, на улицах районного значения — 40 км/ч, на дорогах городского значения — 50 км/ч. Болезненно для «асов шоссе»? Еще как. И тем не менее с 1997 г. программа Vision Zero принята в Швеции, а затем и во многих странах Европы.

Почему на дорогах России гибнут люди и когда это кончится?

Понятно, что любые ужесточения и ограничения на дорогах воспринимаются большинством водителей в штыки и, разумеется, что никто из властей не хочет принимать непопулярные решения. Однако без определенных решительных действий кардинального снижения смертности в результате ДТП достичь невозможно. И европейские власти это отчетливо понимают, делая это осторожно и с учетом всех нюансов.

А что происходит у нас?

Например, у нас продолжают смотреть сквозь пальцы на управление средствами индивидуальной мобильности (СИМ). Число СИМ — т. е. самокатов, электросамокатов, гироскутеров и т. п. на дорогах, особенно в крупных городах, уже сопоставимо с количеством автомобилей. Владельцы СИМ беспрепятственно выезжают на дороги, а сотрудникам ГИБДД буквально нечего на это сказать! Законодательная база для СИМ уже подготовлена, но все еще не согласована. Минтранс и МВД РФ еще в 2019 году предложили свои поправки в правила дорожного движения, которые регулируют использование СИМ, но до сих они так и остаются непринятыми. Велосипедисты хотя бы читали правила дорожного движения и знают, что им можно и нельзя делать на дороге, в частности — что они не должны пересекать нерегулируемые пешеходные переходы на своих велосипедах, поскольку это высокий риск. Владельцы самокатов и скутеров не знают даже этого. Результат? Десятки людей уже погибли… Это не так много? Расскажите об этом их семьям.

Почему на дорогах России гибнут люди и когда это кончится?

У нас продолжают «нянчиться» и с водителями традиционных транспортных средств. Например, 26 апреля 2022 г. депутаты от фракции ЛДПР внесли в Госдуму законопроект об амнистии для совершивших административные правонарушения в области ПДД. Хороший ход для ЛДПР, которая таким образом повышает свою популярность сразу у сотен тысяч нарушителей! Но каковы будут последствия для дорожной безопасности — даже если законопроект не будет принят? Ведь водители воспринимают это как сигнал «с самого верха» о том, что нарушать правила дорожного движения, в принципе, нормально…

Неудивительно, что любая инициатива – даже об отмене или снижении злополучного нештрафуемого порога у нас встречает шумное противодействие «борцов» за права автомобилистов. Также блокируются любые попытки сделать хотя бы существующее ограничение 60 км/ч по городу, во-первых, реальным (а не «резиновым»). Нужно ли напоминать здесь о том, что столкновение с автомобилем на скорости 80 км/ч для человека аналогично падению с пятого этажа — т. е. практически наверняка смертельно? Между прочим, владельцами и водителями транспортных средств у нас является далеко не бо́льшая часть населения — их доля оценивается в 25–30%. Парадокс — самопровозглашенные представители 25–30% народа выступают против законов, которые призваны обеспечить безопасность 100%!

А еще у нас отключают камеры фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на дорогах. Почему? Потому что борцов за права автомобилистов возмутил метод контроля средней скорости, и они нашли лазейку в законодательстве. Дело в том, что в действующем КоАП, принятом 20 лет назад, понятия «средней скорости» нет. И это абсолютно неудивительно, дело в том, что в России данная технология измерения средней скорости относительно новая и применять ее начали лишь в 2013 году. В результате у нас отказались от этого метода несмотря на его высокую результативность в снижении ДТП — например, та же зарубежная практика и исследования показали, что контроль средней скорости эффективно снижает абсолютно все показатели аварийности (количество ДТП, раненых и погибших). Спасибо, конечно, нашим борцам за права, но российские дороги стали еще опаснее…

Почему на дорогах России гибнут люди и когда это кончится?

К примеру, на новой Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД), об открытии которой так активно и радостно сообщали СМИ, смертность в 2021 году выросла даже не на десятки, а на сотни процентов — а именно на 416% (с 6 до 31 погибших). А ГК «Автодор» упорно отказывается устанавливать на этой дороге, за которую он и отвечает, комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД. И что они говорят по этому поводу – что на платных трассах нужно ездить быстро…

И власти ничего не могут сделать с этим. Не могут — или не хотят?

Что делается и что нужно делать

Нельзя сказать, что наши власти совсем игнорируют проект «Безопасные качественные дороги». Новые дороги строятся, на них ставятся разделители — средства успешно осваиваются. Не строить новые дороги нельзя — любому ведь понятно, что чем больше дорог, тем больше их нужно ремонтировать. Чем чаще ремонтируется дорожное покрытие, тем лучше, а чтобы не слишком часто менять новый асфальт на совсем новый, можно вложить бюджетные средства в замену бордюрного камня или тротуарной плитки. Влияние этих мер на безопасность дорожного движения, думаю, можно не обсуждать… Но скажите, пожалуйста, наши власти могут сделать с дорогами что-нибудь, кроме как закатывать их по нескольку раз в год в новый асфальт, когда на это появляются деньги, и забывать о них, когда денег в бюджете нет?!

Почему на дорогах России гибнут люди и когда это кончится?

А что они должны делать? Это вполне очевидно — действовать в русле указа Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и прекратить придумывать абсурдные законопроекты об амнистии за нарушения правил дорожного движения и плодить бесконечные законодательные инициативы. Начинать реальную работу и внедрять непопулярные меры. Принять как данность, что разница в 20 км/ч — это разница между высоким риском для жизни и стопроцентной гибелью, отменить позорный нештрафуемый порог и взять за основу стандарты Vision Zero. Признать СИМ транспортными средствами и внести соответствующие поправки в правила дорожного движения. Принять реальные меры для профилактики вождения в состоянии алкогольного опьянения — и здесь стоит вспомнить о плодотворной инициативе внедрения алкозамков для автомобилей. В перспективе стоит задуматься и о внедрении механического ограничения скорости транспортных средств — соответствующий регламент ЕС, как известно, будет введен в действие с 1 июля. А пока это в наших условиях трудноосуществимо, необходимо вернуть на дороги метод контроль средней скорости — ведь правила дорожного движения должны соблюдать все, а не только те, кто находится в зоне непосредственной видимости камеры — и усилить контроль за соблюдением скорости на платных трассах, где некоторые водители чувствуют себя, как на гоночном треке.

Пора прекратить мириться с тем, что население маленького российского города, жители которого едут на работу, домой, в гости и по делам, ежегодно оказывается в моргах. Дорога — это не война и не хоспис. Никто не выезжает на дорогу и не выходит на улицу, чтобы умереть.


Источник