Победа на ралли Кипра для британцев WRC.

WRC. Ралли Кипр. Правь, Британия!
Британские пилоты и экипажи в ралли вновь достигли прежнего уровня успехов. Это продемонстрировали на шестом этапе чемпионата мира, который состоялся на Кипре.

Кипр в третий раз принимает сильнейших раллистов планеты. Короткая протяженность спецучастков, меньшее число сервис-парков и низкие скорости — традиционные особенности кипрского ралли. Организаторы пытались сделать гонку быстрее, но средняя скорость возросла всего на 3 км/ч.
Лишь один участок был полностью новым, остальные преимущественно из прошлого года были «закручены» в обратном направлении. Значительным изменением стало перенесение даты ралли — с поздней осени на раннее лето. Это упрощает логистику, приближая гонку по времени к географически близкому «Акрополису». Решена и проблема миграции зрителей: субботу и воскресенье одни и те же СУ использовались дважды.
На ралли «Кипр» дебютировал Peugeot 206 WRC третьего поколения с пятиступенчатой коробкой передач, модернизированным турбонагнетателем и доработанным двигателем. Инженерам Peugeot Sport удалось снизить вес автомобиля почти на пятьдесят килограммов и добиться лучшей его сбалансированности. Пилотам команды предоставили возможность выбора: новая пятиступенчатая или старая шестиступенчатая коробка передач. Дидье Ориоль от новинки отказался, в шутку заметив: «Не хочу менять стенограмму — я отмечаю там, на какой передаче прохожу каждый отрезок».
Практически все экипажи отказались от длительных тестов на Кипре перед стартом ралли. Только один экипаж Mitsubishi проехал полный отрезок.
Руководство Ford, заботясь о здоровье Карлоса Сайнца, уменьшило продолжительность тестов в Шато Латур, которые проводились за неделю до гонки.
Skoda и Hyundai рассчитывали на ралли «Кипр», где важна живучесть машины, а не скорость. Условия в этом году обещались сложнее прошлогодних. «Здесь главное — выбрать правильный темп гонки и поддерживать максимальную концентрацию», — отметил Ричард Бернс. Дэвид Лэпворт, руководитель Prodrive, добавил: «Важно иметь хорошо сбалансированный автомобиль, следить за состоянием шин и не спешить». В целом, успех определялся тактикой.
Из шести заводских команд пять выставили по три машины – такого изобилия при нынешних правилах еще не наблюдалось. Впервые заявлено трио от команды Hyundai. На Mitsubishi на третьем автомобиле в чемпионате дебютировал японский гонщик Кацухико Тагучи. Несмотря на то, что на Кипре этап чемпионата мира проводился лишь раз, среди ведущих пилотов новичками на этой трассе оказались только Петтер Солберг, Кеннет Эрикссон и Бруно Тири.
Первый день соревнований выдался солнечным и теплым, как обычно на Кипре: температура приблизительно тридцать два градуса. Своим выбором стратегии те, кто предпочитал продуманные действия атаке с ходу, оказались правы.
Томми Мякинен, первым стартовавший, столкнулся с коварством местного рыхлого грунта, и его Mitsubishi соскользнула с дороги. Франсуа Делекур и Кеннет Эрикссон последовали примеру финна. Делекур ехал настолько агрессивно, что отломал рычаг переключения передач.
Тошихиро Араю пришлось столкнуться с новыми трудностями — ему приходилось осваивать гоночный автомобиль Томми Мякинена.
В середине дня произошел новый вылет с трассы и окончательный сход Мякинена в не очень быстрым правом повороте. Этот участок дороги был весьма жестким: Алистер Макрей финишировал с двумя полностью изношенными колесами. Жиль Паниззи к концу следующего этапа уничтожил все четыре шины.
Коллин Макрей был повезен: его Ford Focus сломался в сервисе после въезда на территорию. Механикам пришлось заменить блок управления двигателем.
Маркус Гронхольм возглавил гонку. На СУ-3 у него возникли сложности с сцеплением, затруднившие старт на следующем спецучастке. Через это его 16-секундный преимущество сократился вдвое.
Ричард Бернс атаковал и к концу предпоследнего участка дня сократил отставание от лидера до 0,3 секунды. Настигла неприятность и Ричарда: передний бампер его Subaru зацепил кучу песка, который через воздухозаборник на крыше попал в салон, а там и в глаза пилоту. Тем не менее Бернс закончил день с отставанием от лидера всего на 5,7 секунды.
Пока команды разбирались с тактическими и техническими вопросами, организаторы сталкивались с непредвиденными сложностями. Экипажам, стартовавшим в третьем десятке, пришлось пройти СУ-1 повторно после пожара Subaru Аль-Вахаиби. Машина не только остановила движение, но и едва не вызвала пожар в лесу. Потом нужно было повторить прохождение СУ-3 из-за возгорания Peugeot Джона Пападимитру. Завершило серию пожаров повторное прохождение СУ-6 Петтером Солбергом.
Маркус Гронхольм ответил на вопрос о сохранении лидерства скромно: «Я всегда беспокоился об устойчивости. Если бы застрял, стартовать вновь было бы проблематично». О завтрашнем этапе Маркус говорил реалистично: «Завтра с Ричардом едем первыми, значит, дорога будет особенно сложной для нас».
Важно было учесть ещё одно обстоятельство: экипажам предстояло без сервиса проехать 52 километра, включавших четыре спецучастка. По правилам в машине разрешено иметь только одно запаскае колесо, поэтому к шинам нужно относиться очень бережно.
Гронхольм постепенно проигрывал. «Я слишком беспокоился о шинах и потратил много времени на медленную езду», — сказал Маркус. В то же время Ричард Бернс был рад: «Едем лучше, чем думали!».
Колин Макрей, начавший гонку с четвертого места, занял третью, а затем вторую позиции. Его напарник по команде Карлос Сайнц показал лучший результат на трех из первых четырех кругов. В то же время у соперников происходили неприятности. У Дидье Ориоля перегрелся двигатель, у Кеннета Эрикссона — отказал турбонагнетатель. Обе команды завершили гонку досрочно.
У Алистера Макрея вышел из строя вентилятор в последнем функционирующем Hyundai, мотор перегревался на машине Араи. В Skoda Армина Шварца потекла тормозная жидкость. Неисправность устранили с опозданием и штрафом, но затем отказал дифференциал.
Пилоты Ford продолжали атаку; по итогам дня лидером стал Колин Макрей. Карлос Сайнц также не снижал темп. В стане «голубого овала» произошла потеря — заглох двигатель машины Франсуа Делекура. Таким образом, лишь команда Skoda сохраняла полный состав. Но какой ценой! На машине Армина Шварца вдобавок ко всему лопнул тормозной диск. Экипажу пришлось обломком диска «заглушить» тормозной цилиндр, чтобы избежать выскакивания поршня. Бруно Тири налетел на камень и изрядно повредил подвеску.
У команды Ford был шанс контролировать ситуацию. Бернс стартовал перед Макреем, и на финальном спецучастке Колин мог следовать за временем Ричарда. Экипаж Ford смог бы таким образом «уступить» Бернсу первую позицию в последний день и дать Ричарду возможность работать бульдозером. Колин выполнил свою задачу, отстав на 3 секунды. На вопрос о том, кто будет лидером в последний день ралли, Бернс или Гронхольм, он ответил: «Ни тот, ни другой, а Карлос Сайнц!».
В последний день прошел обсуждение инцидента из прошлого года в Австралии. Экипаж перед стартом искусственно проколол шину, получил назначенные пять минут на замену колеса и стартовал позже, позволив соперникам обогнать. Договоренность о запрете замены колес между пунктом контроля времени и стартом СУ.
Бернсу досталась непростая ситуация: на участках с толстым гравийным покровом его Subaru плохо управлялся, и он с нескрываемой завистью отзывался о ходовой части «Фокусов».
В заключительный день гонки четыре участка требовалось проходить дважды. После первых двух лидировал Макрей, а попытки Сайнца провести финальную атаку не увенчались успехом. «Ещё могу попробовать, но победить уже вряд ли получится», — реалистично заметил Матадор. И оказался прав.
Подиум ралли «Кипр 2001» повторил аргентинский. Ford выиграл 12 из 22 спецучастков (семь Сайнц, пять Макрей). Бернс взял лишь два спецучастка. Несмотря на второе подряд поражение от соотечественника, Ричард уверен: «Все видели, что когда требовалась быстрая езда, я был быстрейшим».
Колин Макрей отпраздновал на Кипре двадцать вторую победу на этапах чемпионата мира. Его команда покинула остров в отличном настроении: гонщики и машины быстры, а шины, пожалуй, не боятся даже пуль. Кстати, о шинах. На счету Pirelli — победы на шестнадцати СУ и четыре верхних строчки в таблице результатов.
Группа N
Лидерам группы сразу же пришлось столкнуться с неудачами. Габриэль Поццо отстал из-за отливов топлива, затем по причине спущенного колеса, а позже врезался в машину Абдулы Бахашаба на спецучастке. Манфред Штоль проиграл восемь минут из-за проблем с подвеской.
На второй день гонки у Поццо снова возникли проблемы с топливом. Пилот попытался решить проблему, поливая бензонасос водой, но это не помогло. Гонку выиграл Густаво Треллес, обогнав Штоля. Поццо завершил гонку на третьем месте.
Командный Кубок FIA
Из-за решения Януша Кулича сфокусироваться на национальном чемпионате число участников розыгрыша Кубка уменьшилось с одиннадцати до девяти.
Конкуренция в группе оказалась напряжённой. Сначала лидер Хенрик Лундгаард отстал. Потом перевернулся и загорелся автомобиль Пападимитру. Абдула Бахашаб из-за проблем с дифференциалом весь день использовал заднеприводную версию своей Toyota Corolla. В середине первого дня
Из-за аварии автомобиль Стига Бломквиста вышел из строя, и прекратил участие в соревновании. Последним участником, покинувшим гонку, стал Фредерик Дор.
С самого начала лидировал Паси Хагстрем. Его победа в группе была дополнена шестой позицией в общем зачёте.
Таблица лидеров чемпионата после шестого тура
Зачет пилотов
Мякинен набрал 27 очков, Сайнц — 26, Макрей — 20, Бернс — 15, Рованпера и Ориоль — по 10, Делекур — 9, Луикс — 7, Родстрем и Паниззи — по 6.
Зачет изготовителей
Форд набрал 50 очков, Митсубиси — 47, Субару — 22, Пежо — 20, Хёндай — 10, Шкода — 7.
Группа N
Поццо набрал 27 очков, Треллес — 20, Штоль — 12, а Жиллет, Вольфридсон и де Сильва — по 10 очков каждый.
Командный Кубок FIA
Команда Toyota Castrol Финляндия — 20 очков, Toyota Castrol T. Дания — 10, Toyota Team Саудовская Аравия — 9, компания David Sutton (Cars) Ltd и Oman Arab World R.T. — по 6.
Результаты ралли «Кипр»
Колин Макрей и Ники Грист (Великобритания, Ford Focus WRC).
Ричард Бернс и Роберт Рейд из Великобритании выступают на автомобиле Subaru Impreza WRC.
Карлос Сайнц и Луис Мойя из Испании на Форде Фокусе ВРЦ.
Тошихиро Араи и Гленн Макнилл из Японии и Австрии на Subaru Impreza WRC.
Фредди Луикс и Свеен Смитс из Великобритании выступают на автомобиле Mitsubishi Carisma GT.
Паси Хагстрем и Теро Гардемайстер из Финляндии выступают на Toyota Corolla WRC.
Новороссийск Ралли Россия – 2008
© Фото: 5 колесо