Победа на киприйском ралли для британских пилотов WRC
WRC. Ралли Кипр. Правь, Британия!
Британские гонщики и команды по ралли возрождают былое величие. Это продемонстрировало и шестое этапа чемпионата мира, состоявшееся на Кипре.

Кипр в это раз лишь второй раз принимает самых лучших раллистов мира. Некоторые особенности уже стали здесь традиционными: короткие спецучастки, меньшее количество сервис-парков по сравнению с другими гонками, невысокие скорости. Организаторы пытались сделать гонку быстрее, но средняя скорость увеличилась всего на 3 км/ч.
Только один участок был совершенно новым, остальные были объезжены в обратном порядке. Важной стала смена даты ралли — с конца осени на начало лета. Цель простого решения — приблизить гонку по времени к географически близкому «Акрополису». Устранена также проблема миграции зрителей: в субботу и воскресенье одни и те же СУ использовались дважды.
На ралли «Кипр» дебютировал Peugeot 206 WRC третьего поколения с пятиступенчатой коробкой передач, модернизированным турбонагнетателем и доработанным двигателем.Peugeot Sport добился снижения веса почти на пятьдесят килограммов и улучшения балансировки автомобиля. Пилоты получили возможность выбора между новой пятиступенчатой и старой шестиступенчатой коробкой передач. Дидье Ориоль отказался от новинки, шутливо отметив: «Не хочу менять стенограмму — я отмечаю там на какой передаче прохожу каждый отрезок».
Практически все группы предпочли воздержаться от длительных испытаний в день перед гонкой на Кипре, кроме одной Mitsubishi, прошедшей полный цикл тренировок.
Руководство Ford, заботясь о здоровье Карлоса Сайнса, сократило продолжительность тестов в Шато Латур, которые прошли за неделю до гонки.
Шкода и Hyundai возлагали на ралли «Кипр» особые надежды, поскольку здесь важна не столько скорость, сколько живучесть машины. Условия в этом году ожидались более сложными, чем в прошлом. Главное — выбрать правильный темп гонки и поддерживать максимальную концентрацию, — сказал Ричард Бернс. Дэвид Лэпворт, шеф Prodrive, добавил: важно иметь хорошо сбалансированный автомобиль, постоянно следить за состоянием шин и не лезть всюду напролом. В общем, речь шла о тактике.
Пять из шести команд представили по три машины — такого количества ещё не было при нынешних правилах. Впервые трио выставила команда Hyundai. В Mitsubishi на третьем автомобиле дебютировал в чемпионате японский гонщик Кацухико Тагучи. Несмотря на то, что этап чемпионата мира на Кипре проводился лишь раз, среди ведущих пилотов новичками на этой трассе оказались только Петтер Солберг, Кеннет Эрикссон и Бруно Тири.
День старта был типичным для Кипра: солнечно и тепло — около 32 градусов. Верно предположили те, кто считал тактические действия важнее активных действий.
С коварством местного рыхлого грунта первым столкнулся стартовавший раньше всех Томми Мякинен — его Mitsubishi соскользнула с дороги. Вскоре примеру финна последовал Франсуа Делекур, а затем Кеннет Эрикссон. Делекур ехал настолько агрессивно, что отломал рычаг переключения передач.
Тошихиро Араи столкнулся с новыми трудностями — ему предстояло освоить гоночный автомобиль чемпиона Томи Мякинена. Из-за агрессивных настроек дифференциала Mitsubishi три раза уходило в занос.
В середине дня произошел новый выход за пределы трассы и окончательный сход Мякинена. Этому поспособствовал правый поворот, который оказался не очень быстрым. Этот участок был весьма сложным: Алистер Макрей финишировал с двумя абсолютно «лысыми» колесами. Жиль Паниззи к концу следующего СУ уничтожил все четыре шины.
Колин Макрей улыбнулся: форд фокус сломался у входа на территорию сервисного центра, где механики заменили ему блок управления двигателем.
Маркус Гронхольм возглавил гонку. На СУ-3 у него возникли трудности со сцеплением, что осложнило старт на следующем спецучастке. Вследствие этого 16-секундный отрыв финна уменьшился вдвое.
Ричард Бернс атаковав сократил отставание от лидера к концу предпоследнего участка дня до 0,3 секунды. Но передним бампером Subaru зацепил кучу песка, которая через воздухозаборник на крыше попала в салон и в глаза пилоту. Тем не менее Бернс закончил день с отставанием от лидера всего на 5,7 секунды.
Пока участники решали тактические и технические вопросы, организаторы справлялись с непредвиденными ситуациями. Экипажам, стартовавшим в третьем десятке, пришлось пройти СУ-1 повторно после пожара Subaru Аль-Вахаиби. Автомобиль остановил движение и едва не вызвал пожар в лесу. Затем понадобилось повторить прохождение СУ-3 из-за возгорания Peugeot Джона Пападимитру. Последним пожаром дня на СУ-6 завершил свой заезд Петтер Солберг.
Маркус Гронхольм ответил на вопрос о сохранении лидерства скромно: «Я постоянно беспокоился об устойчивости. Если бы застрял, скорее всего, не смог бы продолжить гонку». О своих перспективах он говорил реалистично: «Завтра с Ричардом едем первыми, значит, нам предстоит самая скользкая дорога».
Важно было учитывать ещё одно обстоятельство: экипажи должны были преодолеть без сервиса 52 километра, включающие четыре спецучастка. Правила разрешают иметь в автомобиле лишь одно запасное колесо, поэтому отношение к шинам должно быть крайне бережным.
Гронхольм медленно отставал. «Я слишком беспокоился о состоянии шин и потратил много времени на медленную езду», — сказал Маркус. Ричард Бернс же был рад: «Мы едем лучше, чем предполагали!».
Колин Макрей, начавший с четвертого места, поднялся на третью, а затем на вторую позицию. Его партнер по команде Карлос Сайнц показал лучшее время на трех из первых четырех СУ. Дидье Ориоль столкнулся с проблемой перегревшегося двигателя, а у Кеннета Эрикссона отказал турбонагнетатель. В результате оба экипажа не смогли до финиша.
У Hyundai Алистера Макрея сломался вентилятор, перегревался мотор и машина Араи. В Rkoda Армина Шварца потекла тормозная жидкость. Неисправность устранили с помощью пенализации за опоздание, но затем вышел из строя дифференциал.
Ford продолжать атаковать — Колин Макрей возглавил зачёт. Карлос Сайнц не снижал темпа. В стане «голубого овала» произошла потеря — двигатель Франсуа Делекура заглох. Только команда Skoda сохранила полный состав, но какая цена! У Армина Шварца лопнул тормозной диск. Экипажу пришлось обломком диска «заглушить» тормозной цилиндр, чтобы избежать выскакивания поршня. Бруно Тири налетел на камень и повредил подвеску.
Команда Ford имела возможность контролировать ситуацию. Бернс стартовал перед Макреем, и на последнем спецучастке дня Колин мог ориентироваться на время Ричарда. Экипаж Ford «уступил» Бернсу первую позицию на заключительный день, предоставив Ричарду роль «бульдозера». Колин отставал на 3 секунды. На вопрос, кто будет задавать тон в последний день, он ответил: «Ни Бернс, ни Гронхольм, а Карлос Сайнц!».
Заключительный день начался обсуждением инцидента прошлого года в Австралии. Экипаж перед стартом умышленно пропустил воздух из шины, имитируя прокол, получил пять минут на замену колеса и стартовал позже. Соперникам пришлось расчищать путь. Решено запретить замену колес между пунктом контроля времени и стартом СУ.
Бернсу досталась непростая ситуация — на участках с густой гравийной подстилкой его Subaru плохо управлялся. С грустью вспоминал он о более продуманной конструкции «Фокусов».
Последний день гонки состоял из четырех участков, которые нужно было пройти дважды. После первых двух лидером стал Макрей, а надеждам Сайнца на финальную атаку не суждено было сбыться. «Ещё могу попытаться, но боюсь, что рассчитывать на победу уже поздно», — прагматично заметил Матадор. И оказался прав.
Ралли «Кипр 2001» повторило формат аргентинского. Из двадцати двух спецучастков Ford выиграл двенадцать (семь Сайнц, пять Макрей). Бернс одержал победу лишь на двух участках. Но Ричард не потерял уверенности после второго подряд поражения от соотечественника: «Все видели, что когда требовалась решительность, я был быстрейшим».
На Кипре Колин Макрей одержал 22-ю победу на этапах чемпионата мира. Его команда покинула остров с отличным настроением: гонщики и автомобили были быстрыми, а шины, пожалуй, не боятся даже пуль. Кстати, о шинах. На счету Pirelli — победы на 16 СУ и четыре верхних строчки в таблице результатов.
Группа N
Лидерам группы сразу же пришлось столкнуться с трудностями. Габриэль Поццо отставал из-за отливов топлива в поворотах, затем из-за пробитого колеса и аварии со спецучастком с Абдулой Бахашабом. Манфред Штоль опоздал на восемь минут из-за проблем с подвеской.
Второго дня у Поццо вновь возникли проблемы с топливом. Пилот пытался решить вопрос, поливая бензонасос водой, но безрезультатно. Гонку выиграл Густаво Треллес, опередив Штоля. Поццо финишировал третьим.
Командный Кубок FIA
Количество претендентов на Кубок уменьшилось с одиннадцати до девяти. Последним, кто снялся, стал польский гонщик Януш Кулич, решивший сосредоточиться на национальном чемпионате и не тратить бюджет попусту.
Конкуренция в группе оказалась напряжённой. Сначала уступил Хенрик Лундгаард. После этого перевернулся и загорелся автомобиль Пападимитру. Абдула Бахашаб из-за неполадки с дифференциалом весь день использовал заднеприводную версию своей Toyota Corolla. В середине первого дня
Стиг Бломквист завершил участие в гонке из-за неисправности машины. В заключительный день соревнований Фредерик Дор снялся с дистанции.
С самого начала лидерство принадлежало Паси Хагстрему. Хагстрем одержал победу в своей группе и занял шестое место в общем зачёте.
Таблица лидеров чемпионата по итогам шестого тура.
Зачет пилотов
Мякинен набрал 27 очков, Сайнц — 26, Макрей — 20, Бернс — 15, Рованпера и Ориоль — по 10 очкам, Делекур — 9, Луикс — 7, Родстрем и Паниззи — по 6 очков.
Зачет изготовителей
Форд набрал 50 очков, Mitsubishi — 47, Субару — 22, Пежо — 20, Хендай — 10, Шкода — 7.
Группа N
Счёт такой: Поццо — 27 очков, Треллес — 20, Штоль — 12, Жиллет, Вольфридсон и де Сильва — по 10.
Командный Кубок FIA
Команда Toyota Castrol Finland набрала 20 очков, Toyota Castrol T. Denmark — 10, Toyota Team Saudi Arabia — 9, David Sutton (Cars) Ltd и Oman Arab World R.T. — по 6 очкам.
Результаты ралли «Кипр»
Колин Макрей и Ники Грист из Великобритании выступают на Форде Фокус ВРК.
Ричард Бернс и Роберт Рейд из Великобритании выступают на автомобиле Subaru Impreza WRC.
Карлос Сайнс и Луис Мойа из Испании выступают на автомобиле Ford Focus WRC.
Тосихиро Араи и Гленн Макнилл, Япония/Австрия, Subaru Impreza WRC.
Фредди Луикс и Свен Смитс из Великобритании выступают на Mitsubishi Carisma GT.
Паси Хагстрем и Теро Гардемайстер представляют Финляндию в соревнованиях за рулем Toyota Corolla WRC.
Новороссийск Ралли Россия – 2008
© Фото: 5 колесо