Плюсы и минусы китайских электромобилей

Электротранспорт быстро набирает популярность, и водители всё чаще выбирают электромобили вместо бензиновых. В многих странах наибольшей популярностью пользуются именно китайские модели, а Россия не исключение. Об особенностях, преимуществах и недостатках «электричек» из Поднебесной рассказал Александр Сероштанов – директор китайского дивизиона автокомпании China Car Club.

Зачем сравнивать китайские электрокары с другими в России?

Чтобы понять рынок, на котором представлены китайские электромобили, нужно определить конкретную площадку.
В российских условиях конкуренция между китайскими электрокарами и автомобилями из Европы, США или Японии практически отсутствует. Ввоз машин из этих стран ограничен эксклюзивными моделями.

В России нет электричек из стран, которые считаются недружественными. Поэтому сравнивать китайские электрокары с отечественными «Эволютами» или «Москвичами» бесполезно: это будет сравнение Китая с собой, только официальные модели адаптированы для российского рынка и имеют заводскую гарантию.

Остальные электромобили сталкиваются с общими трудностями: отсутствием русской прошивки, дефицитными запчастями, сложностями в ремонте и обслуживании. Китайские модели ещё и отличаются интерфейсом с иероглифами. Лишь на глобальных машинах, таких как Zeekr X, в меню присутствует английский язык.

Без учета глобальных трендов сложно определить достоинства и недостатки китайских электромобилей на российском рынке.

Изображение: img.freepik.com

Преимущества китайских электрокаров на мировом рынке.

Об автомобилях китайского производства, представленных на отечественном рынке, можно сказать следующее: цена у них привлекательна, разнообразие моделей велико, а также достойное качество сборки.

1. Доступность китайских электромобилей

Китайские модели на батарейках – недорогой способ войти в рынок электромобилей. Китайские автопроизводители предлагают цены ниже, чем западные конкуренты. Для покупки электрокара местного производства в США или Европе нужно будет заплатить больше. Низкая стоимость делает китайские электрокары доступными для многих, что способствует их популярности.

Китайские производители автомобилей применяют демпинг по нескольким причинам. Первая – производство аккумуляторов собственного изготовления снижает затраты. Вторая – большой объем выпускаемой продукции позволяет устанавливать более низкие цены. Третья – недорогая рабочая сила и электроэнергия в Китае. Также государство поддерживает автопром, предоставляя налоговые льготы и субсидии. Все это дает китайским концернам возможность конкурировать по цене.

На китайском авторынке доступность электромобилей отечественного производства полная. С суммой от тридцати до тридцати пяти тысяч юаней (четыре тысячи двухсот до четырех тысяч девятьсот долларов) житель Китая может выбрать среди сити-каров разных брендов.

На остальных мировых рынках положение другое: электрические машины значительно дороже, чем аналоги с двигателем внутреннего сгорания.

Изображение: img.freepik.com

2. Разнообразие китайских электрокаров

Китайские электрокары привлекают разнообразием моделей: от городских хэтчбеков длиной три метра до минивэнов, седанов и кроссоверов всех размеров. Самые продвинутые модели – стримлайнеры с характеристиками спортивных автомобилей. Выбор велик, так как на рынке представлены автобренды с богатой (по китайским меркам) историей и новые стартапы, только начинающие выпускать электротранспорт.

Китайские электромобили поставляются обычно с хорошим оснащением и отвечают местным нормам безопасности. В случае экономии автопроизводители могут упростить конструкцию тяговой батареи или шасси с задним мостом, что можно увидеть в бюджетной линейке.

Автомобили с подвеской Макферсон спереди, передним приводом и задней балкой занимают более высокий ступень. В самых продвинутых версиях встречаются четырехмоторные силовые установки, мощность которых может достигать 1000 лошадиных сил и превышать её. Такие китайские электромобили выдающиеся даже по мировым стандартам.

Европейские, американские и японские марки не могут похвастаться таким разнообразием электромобилей. В Японии вообще сложно найти машины без двигателей внутреннего сгорания – их можно пересчитать по пальцам. Партнерства японских марок в сегменте электрокаров подтверждают отставание: Mitsubishi выпускает под своим брендом перелицованные GAC, а Honda использует электрическую начинку General Motors.

Американские производители автомобилей, кроме Tesla, отстают. Ford и General Motors не имеют достаточных производственных мощностей для удовлетворения спроса. Экspanсия на внешние рынки не рассматривается: американские автопроизводители сосредоточены на продаже своей продукции на рынке Северной Америки.

За пределами США кроссовер Ford Mustang Mach-E пользуется невысоким спросом. Возможно, ситуация улучшится позже, но пока электромобиль (не Tesla) скорее всего будет собираться в Китае. Это обусловлено тем, что большинство производителей вынуждены переносить производство в Китай: это самый эффективный способ снизить издержки и цену конечного продукта.

Немецкий автопроизводитель Volkswagen уже давно выпускает в Китае свои недорогие электромобили на платформе MEB. С этими автомобилями знакомы российские автовладельцы: китайское производство позволило предложить доступные цены, несмотря на высокие пошлины и санкции.

Британские и французские производители автомобилей занимают разные позиции. Британские марки предлагают свои электромобили лишь в премиальных и люксовых категориях. У французских автопроизводителей ассортимент шире, однако их машины востребованы преимущественно на европейском рынке. На экспортных рынках французские электрокары пока остаются редкостью.

Изображение: img.freepik.com

3. Качество сборки китайских электромобилей

Китайские электромобили по цене сравнимы с бюджетными бензиновыми автомобилями из Европы и Америки, но при этом превосходят их качеством сборки.

Новые китайские марки автомобилей стремятся удивить покупателей большим количеством опций и инновационными функциями. Например, при выпуске нового Zeekr или Avatr предлагается больше возможностей и премиальных функций, которые ранее не встречались в этом сегменте. Цена на электромобиль из Китая остается конкурентоспособной: эквивалентный Mercedes-Benz обойдется дороже в полтора раза!

В оснащении электромобилей Zeekr и Avatr по цене, сопоставимой с Mercedes-Benz, BMW, присутствуют более дорогие отделочные материалы, фактурный пластик и брендовая аудиосистема. Качество сборки лучших китайских моделей сравнимо с немецким, а безупречная подгонка элементов в современном автопроме встречается разве что в люксовом сегменте.

О надежности электрокаров любого производителя судить рано, так как массовое производство началось недавно. Китайским автопроизводителям есть преимущество в виде тяговых батарей собственной разработки. Крупнейшие заводы по производству аккумуляторов сосредоточены в Китае, а многие местные марки дают пожизненную гарантию на батарею для первого владельца. Время покажет, действительно ли китайские ячейки настолько надежны или маркетологи пошли на смелый рекламный ход, переоценив их.

Изображение: img.freepik.com

КТО МОЖЕТ КОНКУРИРОВАТЬ С КИТАЙСКИМИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯМИ

Исключая Tesla, которая выпускает электромобили по всему миру и лидирует на рынке, китайские автобренды мало кому уступают в сегменте массового производства. Об этом заявляют руководители европейских и американских автомобильных концернов. В Соединенных Штатах пока не беспокоятся из-за этого, так как при Трампе был принят закон, который ограничивает импорт китайских автомобилей. Машины из Китая облагаются большой пошлиной в 25%, и при такой защитной политике не могут конкурировать с местными брендами.

Руководители компаний Renault и Stellantis относятся к продвижению китайских автомобильных брендов на европейском рынке с тревогой. Считают, что без существенной государственной помощи не удастся предотвратить «китайскую доминацию» в сегменте электромобилей.

С ноября 2023 года во Франции введут новую систему льгот для автомобилей, которая учитывает выбросы диоксида углерода на всем цикле производства электрокара. Субсидии будут предоставляться только на электромобили, выпускаемые с использованием экологически чистых источников энергии.

Законотворцы хотят уравнять цены на автомобили из Франции и Китая. Автомобили во Франции будут работать на энергии гидроэлектростанций и атомных станций, что выгодно по сравнению с автомобилями из Китая, которые зачастую работают на угле.

Введённое изменение должно привести к сближению цен французских и китайских электромобилей. Эксперты полагают, что автомобили из Китая теперь будут стоить примерно на 5000 евро дороже – это значительная сумма, особенно для машин бюджетной категории.

Какие электромобили доступны на российском рынке?

Российские покупатели электрокаров сталкиваются с ограниченным выбором: машины премиум-класса (Porsche, Mercedes-Benz, BMW) стоят от 100 тысяч долларов, а остальным доступны китайские модели, независимо от бренда, но произведенные в Поднебесной.

Покупателям российских «электричек» может быть сложно из-за отсутствия русскоязычной версии интерфейса и инструкции по эксплуатации.

С течением времени эта ситуация претерпит изменения. Китайские производители уже предлагают электрокары с наборами языков для Великобритании, Франции или Тайваня. Несколько популярных моделей выпускаются с английским языком по умолчанию. В ближайшем будущем наверняка появятся русифицированные китайские электромобили: политическая и рыночная ситуация этому благоприятствует.

Изображение: img.freepik.com

Что еще почитать:

Высокоpriced китайские автомобили за цену квартиры? Потребители какими мотивированы подобными покупками?

Цена комплектующих для китайских автомобилей: дороговизна и сложности приобретения.

Новый кроссовер Honda Vezel: тест и обзор.