Плюсы и минусы китайских электромобилей
Электротранспорт быстро набирает популярность, и водители всё чаще выбирают электромобили вместо бензиновых. В многих странах наибольшей популярностью пользуются именно китайские модели, а Россия не исключение. Об особенностях, преимуществах и недостатках «электричек» из Поднебесной рассказал Александр Сероштанов – директор китайского дивизиона автокомпании China Car Club.
Зачем сравнивать китайские электрокары с другими в России?
Чтобы понять рынок, на котором представлены китайские электромобили, нужно определить конкретную площадку.
В российских условиях конкуренция между китайскими электрокарами и автомобилями из Европы, США или Японии практически отсутствует. Ввоз машин из этих стран ограничен эксклюзивными моделями.
В России нет электричек из стран, которые считаются недружественными. Поэтому сравнивать китайские электрокары с отечественными «Эволютами» или «Москвичами» бесполезно: это будет сравнение Китая с собой, только официальные модели адаптированы для российского рынка и имеют заводскую гарантию.
Остальные электромобили сталкиваются с общими трудностями: отсутствием русской прошивки, дефицитными запчастями, сложностями в ремонте и обслуживании. Китайские модели ещё и отличаются интерфейсом с иероглифами. Лишь на глобальных машинах, таких как Zeekr X, в меню присутствует английский язык.
Без учета глобальных трендов сложно определить достоинства и недостатки китайских электромобилей на российском рынке.

Преимущества китайских электрокаров на мировом рынке.
Об автомобилях китайского производства, представленных на отечественном рынке, можно сказать следующее: цена у них привлекательна, разнообразие моделей велико, а также достойное качество сборки.
1. Доступность китайских электромобилей
Китайские модели на батарейках – недорогой способ войти в рынок электромобилей. Китайские автопроизводители предлагают цены ниже, чем западные конкуренты. Для покупки электрокара местного производства в США или Европе нужно будет заплатить больше. Низкая стоимость делает китайские электрокары доступными для многих, что способствует их популярности.
Китайские производители автомобилей применяют демпинг по нескольким причинам. Первая – производство аккумуляторов собственного изготовления снижает затраты. Вторая – большой объем выпускаемой продукции позволяет устанавливать более низкие цены. Третья – недорогая рабочая сила и электроэнергия в Китае. Также государство поддерживает автопром, предоставляя налоговые льготы и субсидии. Все это дает китайским концернам возможность конкурировать по цене.
На китайском авторынке доступность электромобилей отечественного производства полная. С суммой от тридцати до тридцати пяти тысяч юаней (четыре тысячи двухсот до четырех тысяч девятьсот долларов) житель Китая может выбрать среди сити-каров разных брендов.
На остальных мировых рынках положение другое: электрические машины значительно дороже, чем аналоги с двигателем внутреннего сгорания.

2. Разнообразие китайских электрокаров
Китайские электрокары привлекают разнообразием моделей: от городских хэтчбеков длиной три метра до минивэнов, седанов и кроссоверов всех размеров. Самые продвинутые модели – стримлайнеры с характеристиками спортивных автомобилей. Выбор велик, так как на рынке представлены автобренды с богатой (по китайским меркам) историей и новые стартапы, только начинающие выпускать электротранспорт.
Китайские электромобили поставляются обычно с хорошим оснащением и отвечают местным нормам безопасности. В случае экономии автопроизводители могут упростить конструкцию тяговой батареи или шасси с задним мостом, что можно увидеть в бюджетной линейке.
Автомобили с подвеской Макферсон спереди, передним приводом и задней балкой занимают более высокий ступень. В самых продвинутых версиях встречаются четырехмоторные силовые установки, мощность которых может достигать 1000 лошадиных сил и превышать её. Такие китайские электромобили выдающиеся даже по мировым стандартам.
Европейские, американские и японские марки не могут похвастаться таким разнообразием электромобилей. В Японии вообще сложно найти машины без двигателей внутреннего сгорания – их можно пересчитать по пальцам. Партнерства японских марок в сегменте электрокаров подтверждают отставание: Mitsubishi выпускает под своим брендом перелицованные GAC, а Honda использует электрическую начинку General Motors.
Американские производители автомобилей, кроме Tesla, отстают. Ford и General Motors не имеют достаточных производственных мощностей для удовлетворения спроса. Экspanсия на внешние рынки не рассматривается: американские автопроизводители сосредоточены на продаже своей продукции на рынке Северной Америки.
За пределами США кроссовер Ford Mustang Mach-E пользуется невысоким спросом. Возможно, ситуация улучшится позже, но пока электромобиль (не Tesla) скорее всего будет собираться в Китае. Это обусловлено тем, что большинство производителей вынуждены переносить производство в Китай: это самый эффективный способ снизить издержки и цену конечного продукта.
Немецкий автопроизводитель Volkswagen уже давно выпускает в Китае свои недорогие электромобили на платформе MEB. С этими автомобилями знакомы российские автовладельцы: китайское производство позволило предложить доступные цены, несмотря на высокие пошлины и санкции.
Британские и французские производители автомобилей занимают разные позиции. Британские марки предлагают свои электромобили лишь в премиальных и люксовых категориях. У французских автопроизводителей ассортимент шире, однако их машины востребованы преимущественно на европейском рынке. На экспортных рынках французские электрокары пока остаются редкостью.

3. Качество сборки китайских электромобилей
Китайские электромобили по цене сравнимы с бюджетными бензиновыми автомобилями из Европы и Америки, но при этом превосходят их качеством сборки.
Новые китайские марки автомобилей стремятся удивить покупателей большим количеством опций и инновационными функциями. Например, при выпуске нового Zeekr или Avatr предлагается больше возможностей и премиальных функций, которые ранее не встречались в этом сегменте. Цена на электромобиль из Китая остается конкурентоспособной: эквивалентный Mercedes-Benz обойдется дороже в полтора раза!
В оснащении электромобилей Zeekr и Avatr по цене, сопоставимой с Mercedes-Benz, BMW, присутствуют более дорогие отделочные материалы, фактурный пластик и брендовая аудиосистема. Качество сборки лучших китайских моделей сравнимо с немецким, а безупречная подгонка элементов в современном автопроме встречается разве что в люксовом сегменте.
О надежности электрокаров любого производителя судить рано, так как массовое производство началось недавно. Китайским автопроизводителям есть преимущество в виде тяговых батарей собственной разработки. Крупнейшие заводы по производству аккумуляторов сосредоточены в Китае, а многие местные марки дают пожизненную гарантию на батарею для первого владельца. Время покажет, действительно ли китайские ячейки настолько надежны или маркетологи пошли на смелый рекламный ход, переоценив их.

КТО МОЖЕТ КОНКУРИРОВАТЬ С КИТАЙСКИМИ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯМИ
Исключая Tesla, которая выпускает электромобили по всему миру и лидирует на рынке, китайские автобренды мало кому уступают в сегменте массового производства. Об этом заявляют руководители европейских и американских автомобильных концернов. В Соединенных Штатах пока не беспокоятся из-за этого, так как при Трампе был принят закон, который ограничивает импорт китайских автомобилей. Машины из Китая облагаются большой пошлиной в 25%, и при такой защитной политике не могут конкурировать с местными брендами.
Руководители компаний Renault и Stellantis относятся к продвижению китайских автомобильных брендов на европейском рынке с тревогой. Считают, что без существенной государственной помощи не удастся предотвратить «китайскую доминацию» в сегменте электромобилей.
С ноября 2023 года во Франции введут новую систему льгот для автомобилей, которая учитывает выбросы диоксида углерода на всем цикле производства электрокара. Субсидии будут предоставляться только на электромобили, выпускаемые с использованием экологически чистых источников энергии.
Законотворцы хотят уравнять цены на автомобили из Франции и Китая. Автомобили во Франции будут работать на энергии гидроэлектростанций и атомных станций, что выгодно по сравнению с автомобилями из Китая, которые зачастую работают на угле.
Введённое изменение должно привести к сближению цен французских и китайских электромобилей. Эксперты полагают, что автомобили из Китая теперь будут стоить примерно на 5000 евро дороже – это значительная сумма, особенно для машин бюджетной категории.
Какие электромобили доступны на российском рынке?
Российские покупатели электрокаров сталкиваются с ограниченным выбором: машины премиум-класса (Porsche, Mercedes-Benz, BMW) стоят от 100 тысяч долларов, а остальным доступны китайские модели, независимо от бренда, но произведенные в Поднебесной.
Покупателям российских «электричек» может быть сложно из-за отсутствия русскоязычной версии интерфейса и инструкции по эксплуатации.
С течением времени эта ситуация претерпит изменения. Китайские производители уже предлагают электрокары с наборами языков для Великобритании, Франции или Тайваня. Несколько популярных моделей выпускаются с английским языком по умолчанию. В ближайшем будущем наверняка появятся русифицированные китайские электромобили: политическая и рыночная ситуация этому благоприятствует.

Что еще почитать:
Высокоpriced китайские автомобили за цену квартиры? Потребители какими мотивированы подобными покупками?
Цена комплектующих для китайских автомобилей: дороговизна и сложности приобретения.
Новый кроссовер Honda Vezel: тест и обзор.