Платные дороги в российских городах: стоит останавливаться или платить?

Появление быстрых платных дорог как замены обычным городским маршрутам понятно. Интересно, почему в России теперь популярно строить платные участки дорог и внутри городов? Нельзя ли решить проблему пробок другим способом?
В Москве открыли новую автомобильную дорогу, названную проспектом Багратиона. Президент и столичный мэр приняли участие в торжественном открытии. Это шестиполосная платная трасса, соединяющая «Москва-Сити» и Третьего Транспортного Кольца с МКАД и далее выходящая на платную трассу «Северный обход г. Одинцова».
Дорогу сделали платным, а не бесплатным. Комментарии появились сразу же на всех уровнях. По словам специалистов, строительство началось в 2019 году за счёт частных инвесторов. Город выделил участки для трассы и подключил её к остальным городским дорогам. Соглашение заключили между Правительством Москвы и АО «Новая концессионная компания». В магистраль инвестировали более 60 млрд рублей, часть из которых предоставил Российский фонд прямых инвестиций, а остальные – частные деньги и средства из фондов дружественных государств. Общая длина трассы со всеми съездами и искусственными сооружениями составляет 22 км. Цена проезда – 600 рублей!
Пути хороши, в этом сомнений нет. Однако не хочется смириться с тем, что за несколько десятков километров придется отдать шестьсот рублей. Почему даже в пределах городов появляются платные дороги? Стало ли это новой нормой жизни, постепенно заменяющей представления о городском движении?
Хорошие дороги – для кого? Водители бюджетных машин по ним не прокатят – понятно. Значит, построили что-то вроде спецтрассы. С ценами точно продешевили – можно было бы цену и увеличить. Те, кто там будет ездить, разницы не увидят. А городу – только выгода.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что такие дороги рассчитаны на состоятельных граждан. Если нет средств, то остаётся довольствоваться бесплатной пробкой. В случае с междугородними трассами, например новой М12, можно понять дороговизну – длинная дорога и должна быть дорогой. Но внутригородские платные дороги вызывают только раздражение.
Говорить о том, что москвичи богатые, и им так и надо, не совсем правильно. Можно вспомнить историю с платными парковками: из центра Москвы быстро перекочевали в другие города. То же произойдет и с платными дорогами – почему бы и нет?
В глубине страны может быть действительно не хватает средств на новое шоссе. Но в отношении Москвы хочется воскликнуть: «Не верю!» Выглядя на массивные бордюры с мясом, которые продержатся до полета человека на Сатурн, становится ясно: кому-то денег просто некуда девать. Массовая замена плиток, затем общегородское «обновление» подземных переходов с киосками, а теперь и бордюры… Нет, в Москве денег хватает. Тогда почему же новую дорогу сделали платной?
В качестве решения проблемы пробок предлагается постепенное выведение из городской среды личных автомобилей. Автомобилисты, столкнувшись с платными парковками и дорогой проезжей частью, вынуждены будут пользоваться общественным транспортом. Несмотря на его потенциал, система общественного транспорта пока не функционирует идеально. Поэтому инвестиции в платные трассы кажутся преждевременными; существуют более важные задачи. Предоставление комфортного проезда на автобусах и электробусах во все направления является приоритетом перед открытием дорогих трасс для избранных.
