Пиво с текилой

Пиво с текилой
Мне нравилась мексиканская Corona, и на ужине в честь победы Себастьяна Ожье и Жюльена Инграссии из Volkswagen Motorsport я собирался ограничиться этим пенным напитком. Но Луис Мойя, легендарный штурман «Матадора» Карлоса Сайнса, предложил мне… Стопка золотистой текилы. Мои рассказы о неприятном сочетании пива и водки остались без внимания. Луис настоял: «Станислав, ты в Мексике!».
Фото автора

Вернувшись к коктейлям, главным результатом дегустации может стать непредсказуемость самого результата. Что касается предсказуемости исхода ралли Мексики, третьего этапа чемпионата мира, то скажу так: тот, кто сделал бы ставки на экипажи Volkswagen Motorsport, вряд ли сумел бы сорвать большой куш. Особенно если это экипаж действующих чемпионов мира. Уж слишком разгромным был результат… Для соперников было прошлогоднее выступление, а потому желающих поставить на лидеров было бы великое множество. Но сами «виновники торжества» явно не собирались почивать на лаврах. Руководитель команды Йост Капито, сотрудники подразделений VW Motorsport и сами пилоты в один голос говорили о том, что… В текущем чемпионате конкуренция окажется жесткой, а Hyundai i20 WRC, появившийся в этом сезоне, ещё продемонстрирует свои истинные возможности по скорости и надёжности. Надежность является… Жар свыше 30°C и высота более 2700 метров над уровнем моря сделали температуру решающим фактором в этой гонке: тяжело работали моторы, тяжело чувствовали себя люди.

Вот такой мексиканский колорит. Яркое солнце, Corona, симпатичные девушки и ралли
Организаторы ралли Мексики предпринимают попытку объединить два казалось бы разрозненных понятия. Не стоит питать иллюзий относительно того, что ралли как вид спорта в Мексике пользуется большой популярностью. Особенно если сравнивать с культом ралли в Финляндии. Тем не менее организаторы мексиканского этапа уверены, что их зрительская аудитория составляет не менее… Полутора миллиона зрителей – сложно поверить в такую цифру, но опровергнуть её не могу, потому что зрителей действительно было очень много. Организаторы изо всех сил стараются популяризировать ралли – чего Вечерний спецучасток по улочкам Гуанохуато поражает своим зрелищем при огромном количестве болельщиков! Спортивная составляющая также интересна – лучшее время показал Себастьян Ожье, но всего на 0,3 секунды его опередил эстонец Отт Тянак, выступавший на Ford Fiesta R5 в зачете WRC2. Достаточно отметить, что дистанция этого зрительского спец-участка составляла всего километр, а проводился он на асфальте. Еще и о публике.

В Мексике Тьери Невилль открыл счет подиумам Hyundai i20 WRC. Продолжение следует?
На спецучастке встретил четверых друзей из США, Испании, Италии и Мексики. Говорили, что очень любят ралли и расстроены отсутствием Евгения в этом сезоне. Новиков поддерживают Мартина Прокопа, считая его русским. Не уверены в национальности Роберта Кубицы. Огорчились, узнав, что Прокоп чех, а Кубица поляк. Зато болеют за Бенито Гуэрру. Единственного представителя Мексики в высшем эшелоне этого ралли болельщики поддерживали дружно и страстно. Меня долго учили правильно произносить фамилию их кумира: «Не Гуэрра, а Гэрра! Жестко! Гэрра!» Прямо как текила с «Короной».

Гонка началась без неожиданностей: Себастьян Ожье сразу возглавил гонку, Андреас Миккельсен, выступающий в этом сезоне за Volkswagen Motorsport II, занял второе место. Яри-Матти Латвала, вынужденный как лидер чемпионата стартовать первым и расчищать трассу, также показывал хороший темп. Среди лидеров и Мадс Остберг из Citroen Total Abu Dhabi WRT. Но уже… Третий спецучасток ралли Мексики принес серьезные изменения: Миккельсен на 44-километровом El Chocolate разбивает о камень подвеску своего VW Polo R WRC, и гонка для норвежца завершилась в этот день. На этом же спецучастке произошла смена лидера ралли — им стал Мадс Остберг. Побеждает Остберг и на следующем спецучастке, но Себастьян Ожье, верный своей тактике, не отпускает соперника — между ними меньше семи секунд. Это самая большая разница в очках, которую Ожье В этой гонке проиграл сопернику. Лидер команды Hyundai Motorsport Тьерри Невилль долгое время оставался незаметным: к середине В первый день гонки ему досталась девятая позиция. Дела шли совсем плохо и у его коллеги по команде Криса Аткинсона. Австралиец столкнулся с техническими трудностями. Дебютант ралли Мексики Крис Мик из заводской команды Citroen показывал неплохой результат, уступая Мадсу Остбергу 25 секунд. Хорошо выступал и Микко Хирвонен из команды M-Sport WRT, отставая от лидера на одиннадцать секунд.

Директор VW Motorsport Йост Капито и Андреас Миккельсен
Мадс Остберг начал сезон в новой команде удачно: четвёртая позиция на ралли Монте-Карло, подиум в Швеции. Теперь первое гравийное ралли за рулем Citroen DS3 WRC. Лидерство Мадс уступил только после седьмого спецучастка, а сзади… Микко Хирвонен постепенно приближался к нему. В Мексике Остберг очень надеялся на подиум, но впереди была еще длинная и непредсказуемая гонка. Непредсказуемости можно привести восьмой спецучасток, где Микко Хирвонен и Крис Мик сразу выбыли из гонки. Крис к этому моменту опередил Латвалу, продолжавшего исполнять роль бульдозера, и вышел на четвертую позицию. Но каждый километр любого ралли — это серьезное испытание. Казалось бы, до финиша первого дня ралли оставалось преодолеть три крошечных… Семикилометровый участок вряд ли привнес бы значительных изменений. Однако строители начали укладывать покрытие на крышу стадиона. Роберт Кубица на своём Ford Fiesta RS WRC. Здесь, вероятно, нужно сделать небольшое отступление. Зрительские спецучастки на Autodromo de Leon за время ралли проводились трижды и в различных форматах (это к вопросу о популяризации ралли в Мексике). А ещё там курсировало «гоночное такси», и я прокатился. С мексиканцем отметили хорошее сцепление гражданских шин на асфальте. А вот Гонщики, стартуя здесь на гравийных шинах, имели другое мнение. И Крис Аткинсон, едва не попавший в аварию, и Тьерри Невиль, стартовавший на спецучастке с Кубицей, говорили о том, что покрытие автодрома скользкое и совершенно непредсказуемое. Даже Себастьян Ожье уже в заключительный день… Гонки чуть было не стали жертвами хитрого асфальта.

Мадс Остберг в Мексике буквально шел ва-банк
Второй день ралли начался по системе Rally2 для Роберта Кубицы, Криса Мика, Микко Хирвонена и Андреаса Миккельсена. Мадс Остберг стал первым неудачником дня, повредив подвеску на первом спецучастке из-за ошибки в стенограмме. Несмотря на то, что он финишировал, ему пришлось остановиться на дорожной секции перед 13-м спецучастком для ремонта, операция заняла слишком много времени, и Остберг выбыл из гонки. 13-й спецучасток оправдал свою нумерацию «чертовой дюжины»: его участники Андреас Миккельсен и Роберт Кубица перевернули свои автомобили. Для Кубицы это второй раз за гонку, а на этот раз повреждения оказались более серьезными: у Ford оказался поврежден каркас безопасности. Таким образом мексиканские приключения для Роберта закончились. Перед дневным сервисом, в самом длинном дне ралли ситуация выглядела так: лидировал Себастьян Ожье, за ним Яри-Мати Латвала с отставанием в 49 секундах, затем Тьерри Невилль и ещё… Дебютирует в мексиканской гонке представитель команды M-Sport WRT, Элфин Эванс.

Первый раз Роберт Кубица перевернул свой Ford при стечении публики…
В то же время отставание Невилла от лидера составляло почти четыре минуты, а Эванс Несколько больше четырех. Если команды Volkswagen Motorsport Если могли чувствовать себя достаточно комфортно, то Невилля и Эванса разделяли всего одиннадцать секунд. В заключительный день ралли все внимание было приковано к самому длинному в Rally Guanajuato Mexico (и к самому длинному в нынешнем чемпионате мира!) почти 60-километровому спецучастку. Самым быстрым здесь был Мадс. Остберг, вернувшийся в гонку по системе Rally2 и получивший 30-минутный штраф за пропущенные накануне спецучастки, лишился шансов на попадание даже в топ-десять. После Остберга финишировали Ожье и Латвала с разрывом в 5,7 и 13,6 секунды соответственно на спецучастке Guanajuatito. Мадс Остберг побеждает и на предпоследнем, 11,63-километровом спецучастке Derramadero, но это не более чем «голы престижа» в ворота Volkswagen Motorsport. В Guanajuato, Мексика, проходит восьмикилометровый Power Stage, где три лучших экипажа получают бонусные очки в зачёте чемпионата. Латвала отстает от Ожье более чем на минуту, а занимающий третью позицию (сенсационный успех Hyundai Motorsport!) Невилль уже проигрывает больше пяти минут. Далее с трехминутными разрывами следуют Эванс, Прокоп, Гуэрра или Гэрра?. Затем Аткинсон, Хирвонен, Мик… Познакомиться с действием текилы с пивом можно, лишь выпив все это до дна. И на заключительном спецучастке не всё прошло гладко: в самом начале разбивает подвеску своего Citroen Крис Мик. А буквально перед финишем чуть было не произошли изменения в тройке лидеров: уже на перегоне после Power Stage перегрелся двигатель Hyundai i20 WRC Тьери Невилля. Причина — неизвестна. Из радиатора текла охлаждающая жидкость из появившейся дырочки. Однако бельгиец нашел решение — использовалась питьевая вода и содержимое бутылки пива Corona, врученной организаторами на финише заключительного спецучастка. На таком коктейле (хотя без текилы) Невилль добрался до подиума.


Для зрителей Бенито Гуэрра был, безусловно, главным действующим лицом ралли

Так Мексика испытывала шины на прочность

Эльфин Эванс занял четвёртое место, что является лучшим результатом для него.


Несколько интервью перед началом ралли Мексики.
СЕБАСТЬЯН ОЖЬЕ

Штурман Жюльен Инграссиа считает ралли Мексики самой любимой гонкой. А как насчёт Вашего мнения?
Не могу сказать, что «Мексика» — мое любимое ралли, но оно входит в число тех, которые мне нравятся. Для меня оно имеет большое значение: в 2008 году, выступая в чемпионате JWRC, мы приехали сюда впервые и сразу одержали победу. Победа была и в прошлом году. Так что это ралли для меня действительно особенное.
Жюльен кратко рассказал о трудностях, с которыми сталкивается штурман. Что же касается пилота, то как ему удаётся участвовать в этом ралли?
Ничто не вызывает у меня особых опасений. Принцип предельно ясен: потребление достаточного количества воды ускорит восстановление после физических нагрузок.
Вам, как пилоту, нравятся длинные спецучастки, как в данном ралли?
Я ценю длинные трассы, где важно найти баланс между агрессивным стилем вождения и бережным отношением к машине. Еще одно моё преимущество — умение бережно использовать шины.
Что случится, если господство Volkswagen сохранится? отпугнет ли это зрителей от ралли?
Не могу утверждать, что у нас подавляющее преимущество. В мировом ралли появился новый конкурент, который непременно будет развиваться. У нас есть очень надежный автомобиль, как показал прошлый сезон. Однако хочу отметить, что технические характеристики машин в WRC весьма близки, и многое зависит от мастерства пилотов.
На старте этого ралли ваш экипаж занимает вторую позицию. Как начнёте гонку: ждут ли вы возможности или сразу начнете атаковать?
Наша позиция предпочтительнее, чем у Яри-Матти Латвалы, которному необходимо будет первее отправиться в путь и прокладывать дорогу остальным. Если кто-то едет за нами, будет проще. Всё же постараемся ехать максимально быстро, но главное — не терять управление машиной. Настоящая атака начнется в последующие дни.
ЖЮЛЬЕН ИНГРАССИА

Пилоты WRC, когда спрашивают о любимых ралли, чаще всего называют Новую Зеландию и Финляндию. или Швеции. О Мексике мало кто говорит…
Меня недавно спросили об этом, на шведском ралли. Что я ответил? Что больше всего люблю мексиканское ралли.
В этом ралли возникают какие-либо специфические сложности у штурмана?
В этом месте из-за высокой температуры и протяжённых участков работы трудно сохранять голос.
Как при данных обстоятельствах удерживать фокус внимания?
Во время гонок и подготовки к ним требуется много пить. Это способствует нормальной работе мозга и концентрации внимания. В моих записях обозначены моменты, когда можно выпить воды.
Как прошел для вашей команды первый этап чемпионата? В Мексику вы прибыли не на первой позиции…
Текущая обстановка мало чем отличается от прошлогодней. Конечно, не стоит тратить очки в самом начале сезона — наверстать потерянное всегда сложно. Мы себя не воспринимаем как догоняющих и очень хотим получить ковбойские сапоги победителей ралли Мексики. А теперь мой вопрос вам: когда в ралли вернется Евгений Новиков?
К сожалению, ответ на вопрос Жюльена Инграссии у меня не получился.

И они примерили ковбойские сапоги!
ЯРИ-МАТТИ ЛАТВАЛА

В интервью ваш соперник Микко Хирвонен заявил о шансах на победу в этом ралли, поскольку экипажи VW будут открывать дорогу.
Это задание непростое. Я впервые выступаю лидером чемпионата, и это ощущается по-особенному. За это чувство придётся заплатить, согласно правилам данной гонки. у меня первая стартовая позиция.
Вас раньше критиковали за нестабильность. Сейчас всё по-другому?
Такая проблема существовала. Каждый гонщик должен пройти через аварии, но анализ этих аварий должен помочь добиться стабильности. Сейчас я занимаюсь специальным тренингом под руководством Кристофера Трайера, бывшего тренера-психолога Маркуса Гронхольма. Занятия начались в прошлом году во время ралли Великобритании.
Вы уже почувствовали результат занятий?
На ралли Монте-Карло получился первый настоящий опыт, и результат был ощутим.
Продуктивность нашей работы отчетливо проявилась на фоне сложности этого мероприятия для скандинавских гонщиков.
Вы являетесь лидером чемпионата. Что для вас приоритетней сейчас: борьба за первенство пилотов или наработка очков для команды?
Оба результата важны, но в этом году у меня есть шанс выиграть титул и в личном зачёте. Всё взаимосвязано: хорошее выступление в личном зачёте даёт максимум очков в командном. В прошлом сезоне, который для меня не удался, я больше концентрировался на командной борьбе.
Тогда возникает вопрос, на который пилоты обычно не отвечают: о тактике действий команды. Говорили ли вам, что в определённый момент вам нужно было помочь Ожье в его борьбе за титул?
В начале сезона такая установка быть не могла. Во второй половине сезона, после ралли Финляндии, стало понятно, что главная задача — борьба за титул в зачете производителей. Меня попросили работать в интересах команды, поэтому на ралли Австралии, Франции и Испании перед нами стояла именно… Эта задача важна, а команда VW Motorsport в Уэльсе выступает уже как чемпион, поэтому у нас появилась возможность работать над собой.
Вопрос о прошлых жизнях. По поводу Кими… Райкконен участвовал в ралли, искал ли у вас консультаций?
Кими стеснительный, поэтому легко не налаживается контакт. В наших разговорах я, разумеется, делился с ним советами.
ШТЕФАН МОЗЕР
ДИРЕКТОР ПО МАРКЕТИНГУ И КОММУНИКАЦИЯМ VW MOTORSPORT

Считают, что автоспорт способствует развитию автомобилестроения. Гончаковые машины Автомобили спортивные значительно различаются с автомобилями для гражданского пользования. Что вы думаете об этом: спорт в действительности служит утилитарным целям, или это лишь маркетинговые приёмы?
Две позиции корректны. В разработке производительных серийных автомобилей VW задействуются некоторые спортивные решения. Параллельно бренд Volkswagen использует WRC для усиления эмоционального воздействия. Изменилось восприятие Polo после участия в мировом ралли: он воспринимается как принципиально иной автомобиль. Социологическое исследование показало, что до участия в «Дакаре» на Touareg рейтинги бренда составляли 9–10%, а после начала программы в WRC они выросли до 55%.
Достаточно ли участия команды в высшей категории WRC для продвижения бренда, или планируется подготовка автомобиля, например, класса R5?
В начале проекта WRC между нами и Skoda существовало разграничение задач. Мы взаимодействовали, однако приняли решение: участие в разработке World Rally Car будет нашей прерогативой, а в других проектах — Skoda. Кстати, в ближайшее время Skoda выпустит новый автомобиль.
Что бы вы изменили в ралли, став президентом FIA?
Мною не видится смысла изменять технический регламент, а вот формат мероприятия стоит пересмотреть. Сложно удержать внимание зрителей даже во время 24-часовой гонки. Предложил бы формат, напоминающий велогонку «Тур де Франс», где каждый день есть свой победитель и за каждый день начисляются очки. Порядок стартов в первый день гонки также нуждается в совершенствовании. В «Формуле-1» победитель квалификации начинает гонку с наилучших условий, а в WRC лидер чемпионата – в худших. Был бы больше этапов и привлечены такие страны, как Китай, Бразилия, Россия, где наш рынок активно развивается.
WRC2
Соревнования в этой категории не были столь напряженными, но без драматизма не обошлось. Сначала лидером стал эстонец Отт Тянак, показавший лучший результат на первых двух спецучастках. Но уже на третьем Тянак вылетел с трассы. Подобные проблемы и у перуанца Николаса Фукса. Затем преимущество взяли украинцы Юрий Протасов и Павел Черепин, выступающие на Ford Fiesta R5 и одержавшие победу в ралли Монте-Карло. На каждом спецучастке Юрий увеличивал отрыв от ближайшего соперника, итальянца Лоренцо Бертелли. Например, после первого дня Юрий опережал Лоренцо более чем на пять с половиной минут.
Но и для Протасова ралли Мексики складывалось непросто: был отказ гидроусилителя руля и прокол колеса. Самая напряженная ситуация возникла в заключительной части гонки, когда на одном из трамплинов сломалась полуось автомобиля украинцев. Все зависело от того, хватит ли для победы колоссального запаса, который имел Юрий. К счастью, запаса хватило не только для победы в категории, но и для десятого места в абсолюте, что позволило Протасову заработать очко в общем зачете чемпионата мира.