Первый тест Mazda CX-30: необычный кроссовер с необычным мотором

Разбираемся, как на самом деле работает новый «дизельно» — бензиновый двигатель Skyactiv-X кроссовера Mazda CX-30 и чем ещё интересна эта новинка

Япония продолжает борьбу за мировое лидерство в высоких технологиях. В 2019 Mazda запустила в серию кроссовер с революционным двигателем Skyactive-X. Корреспондент журнала отправился в Испанию для того, чтобы протестировать чудо японских инженеров.

Первый тест Mazda CX-30: необычный кроссовер с необычным мотором

У Mazda
исторически свой путь в деле моторостроения. Стоит вспомнить легендарные RX-7 и RX-8, в которых был установлен компактный, мощный и не слишком экономный роторно-поршневой двигатель Ванкеля. Легенды канули в лету, зато японцы задумались использовать ультра-компактные роторные двигатели в качестве дополнительной подзарядки электромобилей: маленький ДВС помогает в работе электромотору при разгоне и заряжает батарею в дороге, увеличивая автономный пробег.

Первый тест Mazda CX-30: необычный кроссовер с необычным мотором

В данном обзоре речь пойдет о новейшем двухлитровом
бензиновом двигателе Mazda Skyactiv-X, который установлен на
компактный кроссовер Mazda CX-30. В нём используется дизельный принцип компрессионного зажигания топливной смеси: возгорание происходит не от искры, а от сжатия. Технология, обозначаемая
технарями буквами SPCCI, обеспечивает мгновенное сгорание топлива с эффективным отведением тепла и нулевым трением. Но это в теории. В реальном мире у технологии есть серьезная проблема, и эта проблема – человек в роли водителя. Компрессионное возгорание бензина возможно в узком диапазоне средних оборотов. Но следить за «зеленым диапазоном» на тахометре – это не про владельцев Mazda. Это вам не Zoom-zoom. Владельцу Мазда нужен драйв: динамичный разгон, скорость и визг резины. Вот и получается, что реализовать преимущества новой технологии возможно лишь на трассе, но никак не в пробочно-светофорном режиме мегаполиса.

Mazda
рассчитывает, что у двигателей SkyActiv-X экономичность улучшится на 30 %, если сравнивать с обычными бензиновыми двигателями. Расход топлива может, опять же в теории, временами снижаться до 3,3 литра на 100 км.

Первый тест Mazda CX-30: необычный кроссовер с необычным мотором

Но не торопитесь думать, что инженеры Mazda установили
«овощной» мотор! Если водителю Mazda CX-30 надоест экономить и захочется пошалить, то машина моментально ответит на нажатие
педали газа «в пол» перестройкой алгоритмов мотора. В режиме разгона SkyActiv–X изменит поведение, перестроившись на работу по принципу бензинового двигателя с циклом Аткинсона – как во многих «гибридах». В этот момент в процесс сжигания топлива включатся привычные свечи зажигания, позволяя водителю получить больше тяги. В итоге имеем 180 л. с. с двух литров объёма. Неплохо.

Так насколько Skyactiv-X эффективен в реальных условиях эксплуатации? Во время тестового заезда расход топлива составил 6,6 л/100 км. Достойно, но не рекорд. Зато мотор работает ровно, почти без вибраций, не становится слишком громким при разгоне и в диапазоне 2000-3000 об/мин радует приемистостью. Этих результатов удалось добиться во многом благодаря гибридной установке Mild Hybrid. X-двигатель Mazda работает в связке с компактным электромотором, питающимся от 24-вольтовой бортовой электросети. Электродвигатель помогает на разгоне, а при торможении рекуперирует динамическую силу в электроэнергию, подзаряжая литиевый аккумулятор и еще больше повышая общую энергоэффективность системы.

Но давайте отойдем от инженерных подробностей и посмотрим на
Мазда СХ-30 с точки зрения пользователя.

Первый тест Mazda CX-30: необычный кроссовер с необычным мотором

Mazda CX-30 существует как с передним, так и с полным приводом, с автоматической или механической коробками передач. Кроссовер разработан на базе Mazda3. Как следует поработали над шумоизоляцией, и это чувствуется. Прогрессивной электроники тоже хватает, как у лучших, даже более дорогих конкурентов: ассистент подъема в гору, режим движения в пробках, система экстренного торможения с распознаванием пешеходов и велосипедистов, автоматический выезд с парковки, поддержание полосы и распознавание дорожных знаков, распознавание усталости водителя – это даже не все «плюшки», доступные в «базе»!

Первый тест Mazda CX-30: необычный кроссовер с необычным мотором
Первый тест Mazda CX-30: необычный кроссовер с необычным мотором

Система Mazda Connect поддерживает Android Auto или Apple CarPlay. Так что можно не подглядывать в телефон в пути. Самое приятное — ощущение современного спортивного автомобиля, о котором много говорили на презентации, тоже есть, и оно не может не радовать.

Цены на Mazda CX-30 в России пока не известны, как и дата начала официальных продаж. В Европе кроссовер с бензиновым X-мотором стоит от 26 790 евро.

Первый тест Mazda CX-30: необычный кроссовер с необычным мотором
Первый тест Mazda CX-30: необычный кроссовер с необычным мотором

MAZDA CX-30
SKYACTIV-X M HYBRID

Технические характеристики

ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Размеры
длина/ширина/высота/база
4400/1800/1540/2660 мм
Объем багажника 430 л
Время разгона 0-100 км/ч 8,5 с
Максимальная скорость 204 км/ч
Расход топлива (смешанный цикл) 5,9 л/100 км
Выбросы СО2 133 г/км
ДВИГАТЕЛЬ
Конфигурация / число клапанов Р4 / 16
Рабочий объем 1998 см3
Степень сжатия 16,0
Мощность 132 кВт/180 л. с. при 6000 об/мин
Крутящий момент 224 Нм при 3000 об/мин
ТРАНСМИССИЯ
Тип переднеприводная
Коробка передач М6
  • CX-30
  • mazda
  • Skyactive-X

Источник