Первый советский автомобиль с передним приводом — ЭТ-600

Первым отечественным переднеприводным автомобилем считается не ВАЗ-2108, ни даже моноприводный ЛуАЗ из первых серий, а малоизвестный мелкосерийный грузовик ЭТ-600 эстонского производства.

В СССР к концу шестидесятых годов возникла потребность в лёгком грузовике для потребительских обществ. ГАЗы и ЗИЛы были громоздкими и дорогими, легковой фургон МЗМА-400 слишком महл, а УАЗы были дефицитными. В связи с этим Роман Бертелов, начальник производственно-технического отдела автобазы Эстонского республиканского союза потребительских обществ (ЭРСПО), предложил разработку машины грузоподъёмностью 500-600 кг.

Проект получил одобрение, и уже в 1965 году автобаза ЭРСПО изготовила грузовик ЭТ-500. Число 500 в обозначении указывает на грузоподъёмность в килограммах. Главное отличие модели — передний привод. В связи с тем что эксплуатация машины планировалась только по асфальтовым дорогам, массивную раму и усиленные агрегаты посчитали не обязательными.

Прототип ЭТ-500

Через год разработали улучшенную версию машины — ЭТ-600. В ней использовался двигатель от автомобиля «Запорожец». ЗАЗ-966АДвухдверная двухместная кабина из стеклопластика, весившая всего 40 килограммов, располагалась над двигателем мощностью 30 лошадиных сил. Кабина была прочной и лёгкой в изготовлении: за четыре часа её формовали трое человек. Для доступа к мотору нужно было отвернуть два болта и откинуть кабину вперёд. Открутив ещё два болта, можно было кабину полностью снять. Уровень масла измерялся и доливался со стороны кузова через специальный люк.

Кузов размером 2340×1370 мм собирался из деревянного настила и штампованных металлических бортов. Возможна была установка обычного (на 2,9 кубометра) или изотермического фургона.

Конструкция состояла из рамы из труб прямоугольного сечения. Силовой агрегат через качающиеся полуоси и синхронные карданные шарниры приводил в движение передние колеса. Рулевое управление, тормоза и колеса были заимствованы у . Москвич-408Передняя подвеска пружинная с независимым действием и оригинальным дизайном: для размещения полуосей её сделали опирающейся на верхний рычаг, а не на нижний. Задняя ось неразрезная на полуэллиптических рессорах.

Масса снаряжённого компактного грузовичка ЭТ-600 длиной 3,63 метра равнялась 746 кг, а полная масса при нагрузке 600 кг — 1346 кг. Развесовка гружёного автомобиля была практически идеальной. Загородный расход топлива составлял 5,7 литра, городской – 9,5 литра на сотню километров. Двигатель МеМЗ разгонял машину до 84 км/ч, а радиус поворота был не более пяти метров.

Во время испытаний ЭТ-600 проехал более 20 тысяч километров по московским улицам и крымским серпантинам. Испытатели оценили компактность машины, хорошую маневренность, отличную обзорность и удобство посадки водителя. Характеристики торможения и подъема соответствовали ГОСТам. Эксплуатация рекомендована только на дорогах с твердым покрытием, как и задумано изначально.

В Эстонском дорожном музее деревни Варбузе хранится сохранившийся автомобиль ЭТ-600.

С 1967 по 1970 год автобаза выпустила около сорока грузовичков. ЭРСПО использовало их для доставки товаров в магазины республики. Стоимость машины оценивалась приблизительно в 2000 рублей (для сравнения — «Москвич» стоил пять тысяч), при массовом производстве цена могла снизиться до 1300 рублей, как заявляли создатели.

Однако большого успеха не последовало: помощь пришла из ГДР. MulticarВ Луцке в 1967 году стартовало производство первого отечественного серийного переднеприводника — лёгкого внедорожника ЗАЗ-969В. Первое время автомобиль не имел полного привода из-за отсутствия редукторов заднего моста. В 1971 году луцкий вездеходПолучив положенный ему полный привод, в 1984 году дебютировала первая массовая легковая машина с передним приводом. ВАЗ-2108 «Спутник».