Первый российский внедорожник Chevrolet Blazer сошел с конвейера в Елабуге

Прошлым годом российские заводы произвели миллион машин зарубежных брендов. До этого результат потребовал два десятилетия, и началом послужило небольшое производство кроссоверов Chevrolet Blazer в Елабуге.
Проект завершился неудачей, однако завод в Елабуге преодолел кризисы и сейчас производит кроссоверы Ford для российского рынка. Строительство предприятия началось ещё в 1984 году: изначально планировалось выпуск сельскохозяйственной техники, затем — легковых автомобилей. К началу девяностых годов построенный завод так и не начал работать. Правительство неоднократно пыталось привлечь на площадку иностранных партнеров, и в конце 1995 года был заключен договор о сотрудничестве с концерном «Дженерал Моторз», причём не с головным офисом, а с бразильским филиалом GM do Brasil.
Для производства в России выбрали внедорожник Chevrolet Blazer В версии для Бразилии автомобиль отличался оформлением передней части по сравнению с американской.
Машина имела рамочную конструкцию, неразрезной задний мост на рессорах, опциональный полный привод с понижающей передачей и блокировкой заднего дифференциала.

Chevrolet Blazer американского производства имел более представительный вид.
Сборка в Елабуге была «отвёрточной». Машинокомплекты из Бразилии, доставленные по морю через порты Финляндии или Германии, были готовыми автомобилями без деталей (бамперов, зеркал), светотехники, обивки салона и сидений — эти «комплектующие» лежали в салонах машин. Для приведения машины в товарный вид трем рабочим хватало одного часа.
Производство внедорожников было запущено в декабре 1996 года, а продажи российских «Блейзеров» начались в апреле 1997-го. За 22–23 тысячи долларов покупатели могли приобрести автомобиль без дополнительного оснащения с четырёхцилиндровым бензиновым двигателем объемом 2.2 литра мощностью 106 л.с., пятиступенчатой механической коробкой передач и задним приводом.

Виктор Черномырдин, премьер-министр России, находился за рулём первой изготовленной машины.
Цена автомобиля, произведённого в Елабуге, оказалась ниже, чем у внедорожников. Ford Explorer, Jeep Grand Cherokee и Mitsubishi Pajero У «Блейзера» были более мощные двигатели, полный привод и богатая комплектация. Всё же, большая часть покупателей считала цену завышенной, и спрос на машину оставался невысоким.
Руководство совместного предприятия при скромных продажах планировало увеличить выпуск внедорожников до 50 тысяч в год и локализовать производство комплектующих. Этого не удалось сделать, но ассортимент выпускаяемых в Елабуге моделей расширился.
Внедорожник Chevrolet Blazer 2.2 получил сначала полный привод, а затем завод начал собирать автомобили с двигателем V6 4.3 (180 л. с.), четырёхступенчатым «автоматом», полным приводом и улучшенным оснащением: кондиционер, круиз-контроль, электростеклоподъёмники и легкосплавные диски.

В 1997 году компания «Дженерал Моторз» преподнесла московской милиции несколько внедорожников производства Елабуги с американским дизайном передней части (фото avto-nomer.ru).
Возможно, большее разнообразие вариантов помогло бы модели удержаться на российском рынке, но в августе 1998 года случился финансовый кризис.
Продажи «Блейзеров» снизились до минимума, резкое падение цен не улучшило ситуацию: базовая версия стоила 16000 долларов, а вариант с шестицилиндровым двигателем — 28500 долларов. Весной 1999 года производство машин прекратили, но дилеры ещё два года предлагали покупателям оставшиеся машины. В Елабуге было изготовлено 3,8 тысячи внедорожников.
Затем «Дженерал Моторз» аналогичным способом выпустил в Елабуге небольшую серию седанов. Opel Vectra И полностью ушёл из проекта. В 2007 году цеха автозавода купила компания «Соллерс»: сначала производили там фургоны. Fiat DucatoС 2012 года в Елабуге выпускаются автомобили марки Ford. В настоящее время одна из моделей, выпускаемых в городе, — Ford Explorer Наследуя модель своего имени, эта машина раньше соперничала с Шевроле Блейзером.