Первый российский автомобиль Chevrolet Blazer собран в Елабуге.

В прошлом году российские предприятия произвели миллион автомобилей зарубежных производителей. Достичь такой отметки потребовалось два десятилетия, всё началось с сборки внедорожников Chevrolet Blazer в Елабуге.

Проект завершился неудачей, однако завод в Елабуге преодолел кризисы и сейчас производит кроссоверы Ford для российского рынка. Строительство предприятия началось в 1984 году: изначально планировалось выпуск сельскохозяйственной техники, затем — легковых автомобилей. К началу девяностых годов построенный завод так и не начал работу. Правительство неоднократно пыталось привлечь на площадку иностранных партнеров, и в конце 1995 года был подписан договор о сотрудничестве с концерном «Дженерал Моторз», причем не с головным офисом, а с бразильским филиалом GM do Brasil.

Для производства в России выбрали внедорожник Chevrolet BlazerВ версии для бразильского рынка автомобили имели иное оформление передней части по сравнению с американскими аналогами. Машина комплектовалась рамной конструкцией, неразрезным задним мостом на рессорах, опциональным полным приводом с понижающей передачей и блокировкой заднего дифференциала.

Американский Chevrolet Blazer представлял собой более серьезный автомобиль.

В Елабуге сборка осуществлялась с помощью отверток. Машинокомплекты, транспортируемые из Бразилии морем через порты Финляндии или Германии, являлись готовыми автомобилями без бамперов, зеркал, осветительных приборов, обивки салона и сидений — все эти детали находились в салоне машины. Для приведения автомобиля к товарному виду трём рабочим требовался всего один час.

Производство внедорожников началось в декабре 1996 года, а продажи российских «Блейзеров» стартовали в апреле 1997-го. За 22–23 тысячи долларов покупатели могли приобрести автомобиль без дополнительного оснащения с четырёхцилиндровым бензиновым двигателем объемом 2.2 литра мощностью 106 л. с., пятиступенчатой механической коробкой передач и задним приводом.

За рулем первой произведенной машины находится премьер-министр России Виктор Черномырдин.

Автомобиль производства Елабуги обошёлся значительно дешевле, чем внедорожники. Ford Explorer, Jeep Grand Cherokee и Mitsubishi PajeroУ него имелись более мощные двигатели, полный привод и богатая комплектация по стандартам того времени. Впрочем, для большей части покупателей цена «Блейзера» всё равно оставалась чрезмерно высокой, а спрос на автомобиль был невысоким.

Руководство совместного предприятия намеревалось увеличить производство внедорожников до 50 тысяч единиц в год и организовать выпуск комплектующих в России. Несмотря на скромные продажи, это не удалось осуществить. Однако ассортимент выпускаемых в Елабуге версий расширили.

Внедорожник Chevrolet Blazer 2.2 сначала получил полный привод, а затем завод начал выпускать автомобили с двигателем V6 объемом 4.3 литра (180 л. с.), четырёхступенчатым автоматом, полным приводом и улучшенным оборудованием (кондиционер, круиз-контроль, электростеклоподъёмники, легкосплавные диски).

В 1997 году компания «Дженерал Моторз» преподнесла московской милиции несколько внедорожников, собранных в Елабуже, но с американской компоновкой передней части (фото avto-nomer.ru).

Широкий ассортимент вариантов могло бы способствовать закреплению модели на российском рынке, но в августе 1998 года случился финансовый кризис.

Продажи «Блейзеров» снизились до минимума, хотя цена базовой модели составляла 16000 долларов, а версии с шестицилиндровым мотором — 28500 долларов. Производство прекратили весной 1999 года, но дилеры ещё два года предлагали покупателям оставшиеся машины. В Елабуге было выпущено 3,8 тысячи внедорожников.

Затем «Дженерал Моторз» произвел сбор небольшой партии седанов в Елабуге аналогичным образом. Opel VectraИ полностью покинул проект. В 2007 году цеха автомобильного завода приобрёл концерн «Соллерс»: сначала тут производили фургоны. Fiat DucatoС 2012 года в Елабуге производят автомобили марки Ford. В настоящее время среди выпускаемых там моделей есть… Ford Explorer— преемник модели с таким же названием, которая раньше соперничала с «Шевроле Блейзером».