Первый отечественный автомобиль с передним приводом — ЭТ-600

Изображение: img.freepik.com


Первый российский автомобиль с передним приводом — это не ВАЗ-2108, и не моноприводный ЛуАЗ из ранних выпусков, а малоизвестный мелкосерийный грузовик ЭТ-600 производства Эстонии.


В конце шестидесятых годов в СССР возникла потребность в лёгком грузовике для потребительских организаций. ГАЗы и ЗИЛы были слишком большими и дорогими, легковой фургон МЗМА-400 – просто дорог, а УАЗы дефицитны. Роман Бертелов, начальник производственно-технического отдела автобазы Эстонского республиканского союза потребительских обществ (ЭРСПО), предложил создать машину грузоподъёмностью 500-600 кг.


Проект получил одобрение, и уже в 1965 году автобаза ЭРСПО изготовила грузовик ЭТ-500. Число 500 в названии обозначает грузоподъёмность машины в килограммах. Главной особенностью модели является передний привод. Поскольку эксплуатация предполагалась только по асфальтовым дорогам, массивную раму и усиленные агрегаты посчитали лишними.

Изображение: img.freepik.com

Прототип ЭТ-500


Через год разработали улучшенную версию машины — ЭТ-600. В ней использовался двигатель от «Запорожца».
ЗАЗ-966А Двухдверная двухместная кабина из стеклопластика, весом всего 40 килограмм, размещалась над двигателем мощностью 30 л. с. Она была прочной и лёгкой в изготовлении: за четыре часа её формовали трое человек. Доступ к мотору обеспечивался двумя болтами, откручивая которые можно было откинуть кабину вперёд. Отворачивая ещё два болта, ее можно было снять полностью. Уровень масла измерялся и доливался со стороны кузова через специальный люк.

Изображение: img.freepik.com


Кузов размером 2340×1370 мм состоял из деревянного настила и штампованных металлических бортов. Возможна была установка стандартного (объемом 2,9 кубометра) или изотермического фургона.


Конструкцию составляла рама из труб прямоугольного сечения. Силовой агрегат посредством качающихся полуосей и синхронных карданных шарниров вращал передние колеса.
Москвич-408Передняя подвеска — пружинная с независимыми колесами оригинальной конструкции: для размещения полуосей ее сделали опирающейся на верхний рычаг, а не на нижний. Задняя ось — неразрезная, установлена на полуэллиптических рессорах.

Изображение: img.freepik.com


Масса снаряжённого компактного грузовичка ЭТ-600 длиной 3,63 метра составляла 746 кг, полная масса – 1346 кг при нагрузке в 600 кг. Развесовка гружёного автомобиля была практически идеальной. Загородный расход топлива составил 5,7 литра на сотню километров, городской – 9,5 литра. Мелитопольский двигатель МеМЗ разгонял машину до 84 км/ч, а радиус поворота был не более пяти метров.


В ходе испытаний автомобиль ЭТ-600 проехал более 20 тысяч километров по московским улицам и крымским горным дорогам. Испытатели оценили компактные размеры машины, хорошую маневренность, отличную обзорность и удобную посадку водителя. Характеристики торможения и подъёма соответствовали ГОСТам. Эксплуатацию рекомендовано было осуществлять исключительно на дорогах с твёрдым покрытием, что соответствовало изначальному замыслу.

Изображение: img.freepik.com

Эстонский дорожный музей в Варбузе хранит ЭТ-600.


С 1967 по 1970 год на автобазе выпустили четыре десятка грузовичков для развоза товаров по магазинам республики ЭРСПО. Стоимость машины составляла примерно две тысячи рублей (в сравнении с пятью тысячами рублей стоил «Москвич»), а при массовом производстве цена могла снизиться до 1300 рублей, как утверждали разработчики.


Массового успеха так и не произошло: приходом из ГДР оказал помощь.
MulticarПроизводство первого советского серийного переднеприводного автомобиля началось в Луцке в 1967 году. Лёгкий внедорожник ЗАЗ-969В изначально не имел полного привода, так как не хватало редукторов заднего моста. В 1971 году… луцкий вездеход Он получил полагающийся ему полный привод, а в 1984 году дебютировала первая массовая легковая машина с передним приводом. ВАЗ-2108 «Спутник».