Первый кроссовер: советская «Нива» и американский «Орел».
Встреча первых внедорожников: советская «Нива» и американский «Орел».
Неофициально считается, что активный спрос на кроссоверы в России начался с выхода первого поколения Nissan Qashqai. В то время как Toyota RAV4 успела выпустить три поколения до появления «Кашкая». С coincidence или нет, но именно с его появлением спрос на SUV стремительно возрос.
Где спрос, там и предложение. После этого стали появляться кроссоверы в различных ценовых категориях. Но какую модель можно назвать первым кроссовером?

В России первым кроссовером называют «Ниву», не помня о ГАЗ М-72, выпущенной ограниченным тиражом в 4677 экземпляров с 1955 по 1958 годы. По масштабам производства, конечно же, лидерство принадлежит «Ниве».

С 1977 года выпускался компактный внедорожник ВАЗ-2121 с несущим кузовом, двухступенчатой раздаточной коробкой и постоянным полным приводом. В конструкции использовалась блокировка центрального дифференциала. «Нива» получила множество унифицированных деталей от легковых моделей ВАЗ, включая салон от ВАЗ-2106.

«Нива» напоминает современные кроссоверы не только формой кузова и общими деталями с легковыми автомобилями, но и своей идеей. Главной задачей перед конструкторами стояло создание автомобиля повышенной проходимости, комфорта (по стандартам того времени) массовых легковых моделей. По слухам, именно ВАЗ-2121 стал источником вдохновения для создателей Suzuki Vitara (Escudo на японском рынке), выпущенной в 1988 году.

В Северной Америке и Западной Европе первым кроссовером считают AMC Eagle, выпускавшийся с 1979 по 1989 год. Концепция «Орла», как и у «Нивы», напоминает современные SUV — легковой автомобиль повышенной проходимости с несущим кузовом.

Рецепт AMC Eagle прост: доработанный несущий кузов от модели AMC Concord, увеличенный клиренс и полный привод с равным распределением тяги на оси.

AMC Eagle должен был принести прибыль компании AMC (American Motors Corporation), которая в середине 70-х годов находилась в непростой ситуации. Похоже, подобная история нам что-то напоминает? Руководство AMC считало, что Eagle идеально заполнит пустующую нишу на рынке между недорогими импортными полноприводными Subaru и большими внедорожниками вроде Jeep Wagoneer. Так и случилось. С самого начала продаж Eagle пользовался популярностью.

Можно воскликнуть: «Это не кроссовер, а полноприводный универсал с повышенной дорожной clearance!” И быть правым. Нечеткие границы понятия «кроссовер» позволяют AMC Eagle именоваться таким. Ещё Eagle выпускался не только в кузове универсал. На рынке Северной Америки у «Орла» была широкая гамма кузовов: купе, лифтбэк, хетчбэк, седан, универсал и даже кабриолет. Все без исключения пятиместные.

Стоит упомянуть французскую Talbot Matra Rancho, выпускавшуюся с 1977 по 1985 год. Созданная на базе модели Simca 1100, Rancho имела несущий кузов и увеличенный дорожный просвет. Некоторые модификации даже комплектовались блокировкой дифференциала и лебедкой. Привод был только передний.


Какого автомобиля считают первым кроссовером и по каким причинам?