Первые автомобили Škoda и связь с фирмой Laurin & Klement

Первые автомобили Škoda создавались компанией Laurin & Klement.

В 1895 году в Млада-Болеславе была основана компания Laurin & Klement, которая сначала занималась ремонтом и производством велосипедов. С 1899 года компания начала выпускать мотоциклы, а осенью 1905 года представила свой первый автомобиль — L&K Voiturette A. Автомобиль выделялся высоким качеством сборки, хорошим соотношением цены и технических характеристик, а также низким расходом топлива.

Изображение: img.freepik.com
Первый автомобиль Laurin & Klement, модель A, 1905 год

Портфолио компании из Млада-Болеслава быстро росло за счет выпуска новых автомобилей разных классов. Производство каждой модели исчислялось десятками и сотнями экземпляров, что соответствовало спросу: в начале XX века машина в Европе была предметом роскоши.

Изображение: img.freepik.com
Гоночный Laurin & Klement FCR, 1909 год

К Первой мировой войне компания Laurin & Klement стала крупнейшим автопроизводителем Австро-Венгрии, империи с населением более 50 миллионов человек, включавшей Чехию. Часть машин, выпускаемых в Млада-Болеславе, экспортировалась – как в Европу, так и за её пределы. В Российской империи, одном из ключевых рынков для чешской марки, автомобили из Млада-Болеслава ценили прежде всего за надежность конструкции. Испытания дорогами самой большой страны в мире выдерживали далеко не все модели других производителей, даже самых известных.

Изображение: img.freepik.com
Laurin & Klement серии S

16 апреля 1911 года на автосалоне в Праге, который открылся 110 лет назад, компания Laurin & Klement занимала одно из главных мест. Помимо коммерческих автомобилей грузоподъемностью до 10 тонн и автобусов вместимостью до 26 пассажиров, посетители могли увидеть новые легковые автомобили из Млада-Болеслава, в том числе новую базовую модель компании – Laurin & Klement серии S.

Дополнительная маркировка 12/14 HP относилась к бензиновому двигателю серии S и обозначала: 12 лошадиных сил – налоговая мощность, рассчитанная по специальной формуле, и 14 сил – фактическая мощность. Четырехцилиндровый бензиновый мотор имел водяное термосифонное охлаждение, боковое расположение клапанов (SV) и рабочий объем 1771 см³. 3Мощный маховик был установлен перед радиатором. Двигатель, сцепление и трехступенчатая коробка передач составляли единый блок. Двигатель имел систему смазки Friedmann под давлением с насосом. Зажигание было электрическим, магнето – Eisenmann. Такое исполнение обеспечивало простоту эксплуатации и надежность двигателя.

Основой мотоцикла Laurin & Klement S служила прочная рама лестничного типа из U-образного стального профиля. Неразрезные оси спереди и сзади крепились продольными листовыми рессорами. Тормоза управлялись ножной педалью, воздействуя на участок карданного вала после коробки передач. Кроме того, был ручный тормоз – рычаг приводил в действие барабанные механизмы на колесах задней оси.

Изображение: img.freepik.com
Рекламная брошюра Laurin & Klement Type S

Колеса из прочных сортов древесины были стандартным оборудованием, металлические части присутствовали лишь в наиболее ответственных местах. Важным условием для колес того времени была простота разборки: на дорогах с гвоздями от лошадиных подков шины часто нуждались в ремонте.

Изображение: img.freepik.com
Laurin & Klement S выпускался с 1911 по 1916 годы

За дополнительную плату производитель предоставлял вариант колес с проволочными спицами, а после Первой мировой войны — и полностью стальные колеса от Michelin. Компания Laurin & Klement предлагала большой выбор опций, чтобы удовлетворить нужды разнообразных покупателей.

Laurin & Klement S достигала скорости 50-60 км/ч. Популярность модели способствовал выбор кузовов: от базовых открытых версий с двумя или четырьмя сиденьями до варианта Vienna в кузове ландо, лимузина Karlovy Vary, салон-лимузина Kavalier, купе для дам Lady и купе для джентльменов Doctor, отличающихся интерьером. В линейке также имелись легкие коммерческие версии: бортовой грузовик Fortschritt и машина для перевозки багажа Express.

Изображение: img.freepik.com
Laurin & Klement Sg, выпускался с 1913 по 1917 годы

Компания постоянно модернизировала и совершенствовала S-серию, что стимулировало спрос. Каждое обновление получало специальный буквенный индекс – от Sa до So. Часто в производстве находилось несколько версий одновременно. Со временем росла колесная база, увеличившись в итоге с 2688 мм до 3220 мм.

Четырехцилиндровый мотор сохранил свою конфигурацию, но объем увеличился до 1771 см³. 3 до 2413 см3Мощность мотора возросла от 14 до 30 лошадиных сил. Динамику машин серии S улучшили за счёт перехода на четыре ступени в трансмиссии вместо трёх.

В 1918 году автомобили по желанию получали электрический стартер, но возможность запуска двигателя вручную оставалась. Из-за увеличенного рабочего объема и повышенной степени сжатия двигателя ручной запуск требовал хорошей физической подготовки. В 1920-х годах ацетиленовые фары с карбидными газогенераторами сменились более простыми в эксплуатации электрическими фарами головного света.

За четырнадцать лет присутствия на рынке модель Laurin & Klement S выиграла множество спортивных наград. К наиболее значительным достижениям относятся золотая медаль гонки в Парме (Италия, 1913 год) и шестое место в общем зачёте сложнейшей гонки Targa Florio в горах Сицилии (1914). Особо выделились модели Se и So в чехословацком пробеге на выносливость протяжённостью 2000 километров, проведённом в 1921 году.

С 1911 по 1925 год выпустили более двух тысяч автомобилей S-серии. Модель стала первой массовой в истории компании. Следующий бестселлер, модель 110-й серии, почти достиг отметки в три тысячи проданных экземпляров. Модель 110 выпускалась с 1925 по 1929 год и интересна тем, что её задумали как машину Laurin & Klement, и первое время она выпускалась под этой эмблемой, а потом получила логотип Škoda – после присоединения автомобильной компании из Млада-Болеслава к машиностроительному объединению Škoda Works из города Пльзень.

Изображение: img.freepik.com
Laurin & Klement 110 Phaeton, выпускался с 1925 по 1929 годы

Производство машин массового сегмента с привлекательным соотношением цены и качества продолжилось после объединения с крупным стратегическим партнером. Новые возможности, включая финансовые, позволили в 1929 году на заводе в Млада-Болеславе установить 200-метровую конвейерную линию, способную выпускать до 85 автомобилей в день. Это удешевило производство при сохранении высокого качества продукции.

Первым автомобилем, выпускавшимся на новой линии, стала Škoda 422 (4 – число цилиндров, 22 – мощность в лошадиных силах). Автомобиль, появившийся на рынке весной 1930 года, стоил от 33 000 крон. С годовой зарплатой 18 000 крон госслужащий мог уже размышлять о покупке такой модели. С 1930 по 1932 годы клиентам было передано 3466 экземпляров модели Š 422.

Изображение: img.freepik.com
Škoda 422

В марте 1934 года выпустили первую партию Škoda Popular – автомобилей нового типа из Млада-Болеслава. Модель появилась как реакция на экономический кризис, дошедший к тому моменту из Америки в Европу. Popular стал нужной машиной в нужное время: надежным, современным и доступным по цене.

Главным достоинством машины 422-й модели была новая легкая и прочная трубчатая рама с независимыми подвесками переднего и заднего мостов. Это инновационное решение улучшило как управляемость, так и комфорт при стартовой цене автомобиля в 17 800 крон. Успех был гарантирован: с 1934 по 1947 год (производство возобновили после войны) было выпущено 22,5 тысяч автомобилей модели Popular.

Изображение: img.freepik.com
Škoda Popular

Появление Škoda 1000 MB с несущим кузовом и заднемоторной компоновкой стало важной вехой в истории чешского автопроизводителя. Для производства 1000 MB завод в Млада-Болеславе был серьезно реконструирован, что привело к увеличению объемов: с 1964 по 1969 год было выпущено более 440 тыс. экземпляров модели.

Изображение: img.freepik.com
Škoda 1100 MB

Фабрика в Млада-Болеславе сто лет назад производила 336 автомобилей в год. В 1914 году, в расцвете Laurin & Klement S, было выпущено 453 машины. Главное предприятие компании в Млада-Болеславе выпустило около 480 тысяч автомобилей в 2020 году.