Пассажирский транспорт СССР в масштабе 1:43 в коллекционном виде

Можно собрать модели пассажирского транспорта разных времен и фирм на обыкновенной книжной полке.
В прошлом коллекционеры хорошо помнили, как появление уменьшенных копий автомобилей было значительным событием. легковушки Как экспонаты, требующие меньше материалов и более желанные для покупки. Конечно, интереснее было приобрести уменьшенную копию машины, которая стояла в гараже (или — для многих — оставалась недостижимой мечтой), чем подлинник автобуса, в котором ежедневно приходилось ездить в школу, институт или на работу не в самых комфортных условиях.
Модели в СССР выпускались нечасто, так как являлись побочным продуктом заводов, производящих товары другой категории. Иногда производились копии грузовой техники, а автобусы — крайне редко, единичными экземплярами. Основным масштабом было и остаётся по сей день 1:43 — оптимальный для хранения моделей на полках и витринах, обеспечивающий высокую деталировку и схожесть с оригиналом, то есть копийность в понимании коллекционеров.
В 1990-е – 2000-е годы выпуск заводских моделей практически прекратился, но появились частные фирмы, создающие копии автотехники малыми тиражами или поштучно. Качество таких изделий сильно отличалось и зависело от используемых технологий и мастерства специалистов. Цены тоже варьировались: пластиковые модели стоили относительно не дорого, а металлические копии коммерческого транспорта (грузовиков и автобусов), изготовляемые в частных мастерских с большим количеством ручного труда, имели высокую стоимость – при этом не всегда были достаточно похожи на оригинал.
В России после прихода новой демократической эпохи появился большой поток иностранных моделей разного качества, от проработанных игрушек до дорогих экземпляров с высокой детализацией. Журнальная серия «Автолегенды СССР», запущенная в начале 2009 года итальянским издательским домом DeAgostini, стала причиной нового всплеска интереса к коллекционированию копий советских и российских легковых автомобилей.
Благодаря сотрудничеству с китайскими заводами производство недорогих автомобилей стало экономически выгодным. Большинство современных копий машин отечественных и зарубежных производителей изготовлены в Китае. Изначально заказчики интересовались только легковыми автомобилями, но затем появились модели грузовой техники, а вслед за ними — автобусы.
Время
автобусов
Первоначально вышла на шаткий лед создания крупных моделей. пассажирского транспортКомпания Classicbus вошла в рынок. Риск был значительным: автобусные копии состояли из большого количества деталей, были более требовательны к материалам и, следовательно, дороже в производстве. Их цена могла отпугнуть часть коллекционеров. Несмотря на это, уже первая выпущенная модель — оранжевый ПАЗ-672М — стала бестселлером и началом целой серии уменьшенных версий советских автобусов и троллейбусов.

Бренд «Классикбас» представил серийные металлические модели автобусов ЛАЗ-695Е, ЛиАЗ-677, ПАЗ-651 и других. Масштабные копии венгерской «гармошки» Ikarus 280 и троллейбуса ЗиУ-5 получили тёплый приём у коллекционеров. Некоторые модели первых выпусков отличались недостаточно высокой копийностью из-за удешевления производства и просчётов при проектировании оснастки. Затем подход к созданию новых моделей изменился, компания стала выпускать продукцию высокого качества и деталировки, что повлияло на цену. Сейчас масштабные копии Classicbus можно купить в одноимённом интернет-магазине за 5–7 тысяч рублей.

Успех «Классикбаса» доказывает, что модели пассажирского транспорта могут быть популярны — производителей их стало больше, как на дрожжах. Быстро собрать полную коллекцию уменьшенных копий автобусов и троллейбусов стало невозможно: появились дополнительные тиражи в разных окрасках, а также спецсерии (лимитированные выпуски с оригинальным оформлением или экипировкой), мгновенно опустошающие кошельки даже самых преданных и обеспеченных коллекционеров.
Компания Start Scale Models (SSM), которая специализируется на масштабных моделях фургонов, грузовой, военной, прицепной и спецтехники, освоила пассажирскую тематику. Первой моделью в этом сегменте стала самая известная модель советского троллейбуса — ЗиУ-682. Затем последовали «синий троллейбус» МТБ-82Д, энгельсская «гармошка» ЗиУ-683, автобусы ПАЗ-3205, Кубань Г1А1-02 и МАЗ-203. Недавно SSM порадовали любителей рельсового транспорта, выпустив в 43-м масштабе трамвайные вагоны Tatra T3 и 71-605.

Модели SSM характеризуются высокой степенью детализации. Цены на них колеблются от четырех до шести тысяч рублей. Трамвайные модификации, модели с шарнирным соединением и специальные выпуски имеют более высокую стоимость.
В начале 2010-х годов компания Ultra Models выпускала модели львовских автобусов ЛАЗ-695 ранних модификаций, а также ЯА-2, ЯТБ-3, НАТИ-А и ТБУ-1 (автобуса и троллейбуса соответственно). В ассортименте бренда, относившегося к среднему ценовому сегменту, была также грузовая техника в масштабе 1:43. Новые модели Ultra Models не выпускаются уже несколько лет.

Петербургская компания «Адлер» выпускает масштабные модели серии DiP Models для коллекционеров, которым важен оригинальный вид и безупречное качество исполнения. Ассортимент продукции компании широкий: копии легковых и грузовых машин, спецтехники, а также пассажирского транспорта. Последних пока немного. Это уменьшенные версии автобусов ЗИС-127, ЗИС-129, КАвЗ-685, КаВЗ-3270, ПАЗ-651 и ПАЗ-652. Практически все модели имеют внешнее оформление (окраска, маршрутные таблички, госномера), соответствующие определённым экземплярам, которые работали на улицах нашей страны. Стоимость таких мини-автобусов высока и начинается от 7 тысяч рублей.

Для небогатых коллекционеров и мастеров-моделистов, которые любят изменять масштабные копии автомобилей под свои или чужие нужды, существуют серии «Автоистория» («Аист») и «Советский автобус» («Сова»). В этих сериях выпускаются упрощённые модели с менее детальной проработкой или копии, ранее выпущенные другими производителями, с новыми расцветками и небольшими изменениями внешнего вида. Также встречаются собственные уникальные разработки, например, трёхсекционный автобус Ikarus 293, троллейбусы ЛК и ЯТБ. Бюджетный сегмент коллекционных моделей стоит от двух до пяти тысяч рублей.

Раз
в три недели
Были рассмотрены стандартные модели в коробках, выпускаемые производителями без постоянного графика с разным тиражом. Помимо них есть ещё «журнальные» модели, которые выходят регулярно и формально являются приложениями к периодическим изданиям, подробно описывающим их прототипы.
Главное преимущество «журналок» — доступная цена моделей, достигнутая за счет большого количества изданий. Иногда производители упрощают конструкцию, чтобы соответствовать заданным целям. Журнальные серии распространяются по подписке, через точки продажи периодической печати и специализированные магазины. Так продаются не только модели, но и книги, музыкальные диски, фотоальбомы и многое другое. Желание собрать коллекцию и опасение упустить выпуск создают феномен популярности.
Журнальная серия о отечественных и зарубежных автобусах появилась в декабре 2019 года. Названа она «Наши автобусы» и издаётся костромским издательством Modimio раз в три недели. Каждый номер включает небольшой журнал, коллекционную модель в пластиковом блистере и наклейку с изображением автобуса. Альбом для наклеек прилагается к первому номеру журнала.

Рекомендованная цена каждого номера — 1499 рублей. Розницей продавцы её не всегда соблюдают. В первых выпусках (ЛАЗ-695Н, ПАЗ-672М, Кубань Г1А1-02, Ikarus 260) вышли модели, отлитые из форм, ранее освоенных другими производителями (SSM, «Сова»). Уникальность данных копий удалось обеспечить с помощью оригинальных схем окраски — за исключением 260-го «Икаруса», который предстал в привычной оранжевой ливрее. В серии анонсированы и ранее не выпускавшиеся модели автобусов, такие как ЛАЗ-4202, а также троллейбусы. Некоторые масштабные копии могут выходить в виде более дорогих спецвыпусков с ограниченным тиражом.

В заключение исследования можно утверждать, что коллекционерам моделей уменьшенного пассажирского транспорта доступен широкий ассортимент моделей разной степени проработки и ценовой категории. Большинство распространенных автобусов и троллейбусов советского периода выпускаются в масштабе 1:43, но производителям ещё много работы, особенно если учесть малосерийные и опытные разработки, а также модели 1990-2000 годов. Число коллекционеров растет, как и требования к точности копий, что провоцирует переиздание известных моделей с улучшенной деталировкой. Поэтому лозунг — больше качественных моделей!
Дёшево? Сделано в Китае!
Производство большинства современных крупных моделей, как для российского, так и для международного рынка, сосредоточено в Китае. Китайские производители предлагают доступную цену на конечный продукт, но подробности о методах достижения такой цены мало кому известны.
Книга Пола Мидлера «Плохо сделано в Китае», вышедшая в США в 2009 году, и спустя три года переведенная на русский язык, раскрывает завесу тайны цен занижаемых китайскими производителями. Автор книги много лет занимался посредничеством между американскими предпринимателями, желающими заказать продукцию в Китае, и местными промышленниками. В своей книге Мидлер подробно описывает приёмы ценового демпинга, используемые китайскими производителями, опираясь на собственный опыт работы.
Кроме низкой оплаты труда и использования неквалифицированных работников, в данном случае экономия достигается за счёт снижения качества («эрозия качества» — постепенное изменение характеристик товаров, незаметное для покупателя, для уменьшения затрат). Также используется интеллектуальная собственность заказчика для выпуска похожих товаров на другие рынки. Поэтому некоторые модели можно встретить в изменённом виде на сайтах типа «Алиэкспресса». В дополнение к этому применяются запрещённые методы, например, ценовой шантаж: резкое повышение цены после заказа новой большой партии по ранее оговоренной стоимости.
Коллекционеры масштабных моделей видят лишь малую часть – качество миниатюрных копий. Часто перед покупкой требуется внимательно осмотреть модель на предмет дефектов окраски и недостающих или поврежденных деталей. Причина – низкое качество приемки и проверки товара российскими компаниями-заказчиками. Тщательный подход к качеству продукции пока демонстрируют лишь фирмы, работающие в высшем ценовом сегменте.