Параллельный импорт против санкций: как серовоз поможет российским автовладельцам
Готовится перечень товаров, разрешенных к ввозу без согласия правообладателей — в него могут попасти и автозапчасти, а также сами автомобили
Нынешнее поколение россиян настолько привыкло к постоянному присутствию на рынке зарубежной продукции, что уже и не представляет, как же можно вообще обходиться без нее. Однако именно к этому нас сейчас и подталкивают всем миром – мол, вы вам покажем! В том, что Россия выдержит любые провокации, никаких сомнений нет. Однако же проблема налицо – что, к примеру, делать с запчастями для автопрома, на который мы дружно пересели? Тут и появился так называемый параллельный импорт.
Говоря формальным языком, параллельный импорт – это ввоз в страну товаров, на которых нанесён какой-либо товарный знак, без разрешения правообладателя этого товарного знака (то есть «параллельно» «официальному» импорту таких товаров через дилеров, уполномоченных правообладателем). Такие товары часто называют товарами «серого рынка». Правовое регулирование данного вопроса неодинаково в различных странах. В сложившейся сегодня ситуации параллельный импорт может позволить выстроить новые логистические цепочки и обеспечить россиян необходимой зарубежной продукцией. В том числе – и упомянутыми выше запчастями не самого плохого качества. При этом нарушается монополия правообладателей на установление цен и условий поставок.
Последние 10 лет, после вступления России в ВТО, параллельный импорт был у нас запрещен. Поэтому ввозить в страну какой-либо товар мог только владелец торговой марки (либо его официальный представитель). Не секрет, что цены на многие фирменные запчасти тогда завышались, что вызывало негативную реакцию Ассоциации российских автомобильных дилеров, которые просили изменить ситуацию еще в 2015 году. Возможно, что принятие их предложения позволило бы уменьшить ценники на ремонт у официальных дилеров, но сейчас гадать об этом бесполезно: им отказали. А вот что будет теперь?
Очевидно одно: сегодня ситуация изменилась настолько, что любые решения, казавшиеся невозможными еще вчера, могут быть воспринята «на ура». О подготовке перечня товаров, разрешенных к параллельному импорту, рассказал руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) Юрий Зубов. Список этих товаров уже формируется совместно с промышленностью и бизнес-сообществом.
На практике это будет выглядеть примерно так. К примеру, Мерседес встал по стойке смирно, объявив России подобие бойкота. Но известно, что многие необходимые автокомпоненты того же Мерседеса выпускаются не только в Германии, но и в других странах. Так почему бы не попытаться покупать их именно там?
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, Максим Шаскольский, уже заявил, что «Легализация параллельного импорта в текущих условиях будет способствовать увеличению количества хозяйствующих субъектов, импортирующих товар в Россию. Это позволит насытить внутренний рынок товарами, необходимыми потребителям». В ФАС рассчитывают, что такая легализация позволит решить проблемы ценовой, качественной и ассортиментной дискриминации со стороны правообладателей в отношении российских потребителей, а заодно искоренит недобросовестную конкуренцию со стороны официальных дистрибьюторов товаров в отношении импортеров.
Понятно, что речь идет не только о запчастях, но и других брендовых товарах. Генеральный директор международного интернет-магазина «Вайлдберриз», г-жа Бакальчук, уже высказалась по этому поводу. Дескать, такая мера поможет малому и среднему бизнесу получить возможность легального импорта иностранных товаров без оформления дополнительных разрешений. Потребители же вновь получат доступ к более широкому ассортименту товаров высокого качества по адекватным ценам.
Что ж, посмотрим. Кстати, любопытно, что при этом предпримет тот же Мереседес?