Параллельный импорт: как это повлияет на цены на автомобили?

В самом начале каждый по-своему понимал, что такое параллельный импорт. Сейчас возникла новая тема для обсуждения: с октября планируется серьёзно ограничить этот самый параллельный импорт. Как это повлияет на цену новых автомобилей, думаю, пояснят не нужно.

В октябре истекает срок действия постановления Правительства РФ, разрешающего ввозить оптом по параллельным каналам автомобили даже брендов, официально представленных в России. Речь идет о китайском автопроме, а точнее – о его премиальном сегменте, который пополняется у нас как дилерами, так и параллельными поставщиками.

Некоторые термины требуют разъяснений. Для ввоза машины сегодня нужно подготовить такие бумаги:

Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) подтверждает безопасность автомобиля для эксплуатации на дорогах страны. Выдается СБКТС только на один конкретный автомобиль.
Право оформить СБКТС предоставляется физическим лицам, которые один раз в год по льготной ставке могут утилизировать сбор и ввозить купленный за рубежом автомобиль для личных целей.

Одобрение типа транспортного средства — выдаваемый юридическим лицом документ на поставку партии автомашин.

Заключение о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС) выдаётся юридическим лицам для ввоза отдельной машины. Введение этого документа в 2022 году связано с параллельным импортом, получение разрешения правообладателя при этом не требуется.

С октября ЗОЕТС будут выдавать сертификаты только на автомобили брендов, покинувших Россию. Остальным производителям доступны только ОТТС. Граждане смогут получать ОТТС на ввозимые машины. Это значит, что компании, не прекратившие поставки, могут запретить параллельный импорт, так как это выгодно: «параллельные» авто значительно дешевле «официальных». Разница цены может составлять от 300 тысяч до миллиона рублей.

Точно установить ушедшие марки сложно: некоторые корейские бренды прекратили продажи в РФ, но не покинули страну. Об окончательном судьбе параллельного импорта есть разные мнения. В Россию до 1 февраля 2024 года еще завозят автомобили из США, Японии, Кореи и Германии. Для китайских производителей это станет преимуществом, для автолюбителей – вряд ли радостью.

Августовские официальные ввозы составили 104 тысячи машин, параллельный импорт — 15 тысяч: это 13% рынка, находящегося сейчас в зоне риска. Лидирует Toyota, затем Kia, Hyundai, BMW, Mercedes-Benz и Lexus. Под ударом находится именно этот объем. Сложно сказать, оценят ли это китайцы и начнут ли серьезно инвестировать в местное производство в созданных для них условиях. Если руководствоваться идеей получения максимальной прибыли, то китайцам проще поднять цены и ничего больше не делать — покупатель все равно никуда не денется. Даже при снижении продаж за счет увеличения прибыли с каждой машины такой бизнес останется крайне выгодным.

Тем не менее, через частных лиц можно будет ввозить практически любой автомобиль. Но это – прерогатива перекупщиков, и влияние на рынок оказывать не будет. Ассоциация российских автомобильных дилеров допускает, что к зиме автомобили еще подорожают, и годовой рост цен составит 30%.

Изображение: img.freepik.com

Что еще почитать:

Высокоценные китайские автомобили по стоимости обычной квартиры: кто и для чего выбирает их?

Цена деталей для китайских автомобилей: высокая стоимость и трудности покупки

Почему выбрать Хонда Везел, а не китайский аналог? Тест-драйв и обзоры нового кроссовера.