Отток зарубежных специалистов и ударит по российскому автомобилестроению.
Авторынок, возникший во время расцвета потребления в начале 2000-х годов, к 2022 году лишился значительной части участников. От нас ушли не только зарубежные бренды, но и важный источник прибыли.
Покупатели потеряли доступ к разнообразию автомобилей. Это не новость для людей старших поколений, но молодая аудитория волнуется: где же машины? Все видят, что отрасль лишилась источника поддержки — утилизационных сборов с иностранных автопроизводителей, которые перераспределялись в пользу отечественных компаний. В прошлом году российский рынок автомобилей сократился примерно на 60 % — такого еще не было. Это первый кризис, приведший к массовой приостановке производства. Популярные европейские и японские бренды Volkswagen, Skoda, Toyota, Nissan и Mitsubishi с мая продавали в среднем менее тысячи машин в месяц. У корейских Hyundai и Kia падение продаж составило восемь раз меньше. В итоге остались китайские кроссоверы, цены на которые выросли до 1,9 млн руб., и бюджетная Lada Granta стоимостью от 678 тыс. руб. Между этими моделями – пустота.
Действующие в Евросоюзе санкции запрещают поставки в Россию автомобилей стоимостью свыше 50 тысяч евро и запчастей дороже 300 евро. Запрет на машины из Соединенных Штатов фактически распространяется и на комплекты для их сборки. Ограничения на электронику, возникшие из-за продолжающегося кризиса с микрочипами, еще больше сокращают возможности развития автопрома. Что касается отверточной сборки, то она по своей природе не может быть дешевой. Китайские компании спокойно работают на рынках США и Евросоюза, где российских проблем нет.
Правительство прилагает все усилия. Для поддержки сохранившихся заводов привлекается НАМИ. Но что именно будет собираться? Опять «китайцев». На заводе Nissan локализуют китайские FAW, используя КамАЗ в качестве технологического партнера, хотя в Набережных Челнах пока не комментируют этот вопрос. КамАЗ, доля которого принадлежит «Ростеху», попал в черный список Минфина США, поэтому его участие в проектах под вопросом. «Соллерс», потерявший Ford и Mazda как партнеров, также решил сосредоточиться на выпуске автомобилей на китайской платформе.
Утильсбор создал ряд проблем. С 2019 года компенсации рассчитываются исходя из уровня локализации машин. Полностью (100 % уплаченного утильсбора) получают только ВАЗ, КамАЗ, ГАЗ, УАЗ и «Урал». Первоначальный план Минпромторга предусматривал, что иностранные концерны либо полностью локализуются, либо выплачивают утильсбор — собранные средства пойдут на поддержку отрасли. Но уход иностранных автопроизводителей привел к резкому падению поступлений от утильсбора: его практически обеспечивает только завод Haval в Туле, который пока не достиг достаточных показателей локализации. В результате господдержку автопрома уже в 2023 году пришлось сократить: на льготное автокредитование планируют потратить 5,1 млрд руб. против 13,3 млрд руб. в 2022 году, на лизинг — 2,5 млрд руб. против 5,1 млрд руб.
В связи с текущей ситуацией заговорили о возможном снижении требований к локализации для получения компенсаций утильсбора. Минпромторг пока воздерживается от комментариев по поводу возможного ослабления правил или полной отмены взимания утилизационного сбора с производителей, работающих на территории РФ в связи с отъездом иностранных компаний. Там лишь отметили, что «в связи с постоянно меняющимися экономическими условиями», рассматривают «различные возможности по настройке существующих механизмов государственной поддержки совместно с отраслевым сообществом». Такая общая формулировка намекает на отсутствие ясных ответов.

Куда следовало передавать средства от утилизационного сбора, которые ранее направлялись на субсидирование продаж отечественных автомобилей? Аналитики считают, что государственные деньги целесообразнее тратить на научные исследования и разработки, а производителям комплектующих должны предоставлять гарантии спроса. Однако Минпромторг фактически не смог обеспечить прямую поддержку производителей компонентов, предпочитая помогать только автоконцернам. Утилизационного сбора как источника финансирования недостаточно для решения глобальных задач отрасли. Некоторые аналитики предлагают привлекать средства из Фонда национального благосостояния России — до 300 млрд рублей в виде заемных средств на льготных условиях.
Но это, пока что, только разговоры…
Что еще почитать:
Новые методы обмана водителей от имени служб такси.
За сброс мусора, зафиксированный камерой, придётся заплатить 200 тысяч.
Как власти пытаются избавиться от автовладельцев