Отменить пошлины, чтобы иномарки стали доступнее: почему так не делают в России?


Отменить пошлины, чтобы иномарки стали доступнее: почему так не делают в России?

Вопрос об отмене пошлин всплывает постоянно. Но – снова тонет: и не случайно.

Действительно, что может быть проще для повышения доступности иномарок? Однако российские власти этого делать упорно не хотят. С другой стороны, такие ли уж они высокие, нынешние пошлины? В свое время, по соглашению с ВТО (когда отношения еще были хорошими), мы снизили их до 15% для новых автомобилей. Для древних машин процент, конечно же, выше – он может доходить до сотни.

Отменить? Вообще-то, запретительные пошлины на бэушные машины вводятся для того, чтобы защитить собственных производителей (читай – ВАЗ и УАЗ), а также уберечь страну от нашествия откровенных «динозавров» – возврата в 90-е с тогдашним автохламом никому не хочется. Впрочем, есть категория «оптимистов», которые радостно будут доказывать, будто бы привезенная откуда-то из мюнхенов и берлинов рухлядь за пару сотен долларов по своими параметрам будет лучше любой гранты или весты. Спорить не хочется. Закрывать отечественные автозаводы – извините, даже обсуждать это не будем.

Сегодня Евросоюз и Штаты для нас фактически закрыты – вместо прямых путей поставок ищутся обходные дороги и дорожки. Это априори сложно, дорого, и рискованно для ненашенских участников таких сделок из-за действующих санкций, способных подорвать их бизнес. Поэтому очевидно, что никакого массового ввоза к нам ни новых, ни укатанных автомобилей ожидать не приходится. Даже некогда дружественный Казахстан не хочет неприятностей, а потому намекает на свое нежелание быть перевалочной базой. В итоге нужную вам машину все равно могут как-то раздобыть, но не мгновенно, и совсем не дешево: длинная цепочка перекупщиков хочет кушать.

Все эти рассуждения наводят на мысль, что в атмосфере фактического отсутствия каналов поставок автомобилей разговоры об отмене пошлин не несут в себе ничего содержательного. Даже Япония заявляет об отказе поставок, к которым все так привыкли. Фактически остается только китайский автопром.

Впрочем, есть и другая сторона медали. Даже если бы каналы поставок подержанных машин сохранились, не нужно провоцировать их массовую миграцию в нашу страну как на большую автосвалку, где всему рады. К сожалению, многие соотечественники упорно не желают «по одежке протягивать ножки», предпочитая новеньким вестам и грантам что-то с громким зарубежным именем и запредельным пробегом. Если категорически не лежит душа к нашему автопрому, есть смысл пересаживаться на китайский. И надеяться на то, что китайцы начнут поставлять к нам более дешевые машины, чем сегодня.

И еще один довод касательно отмены или снижения пошлин. На практике ввозить машины на новых условиях в основном будут не частники, а перекупщики. Причем в основном ввозить они будут заведомый хлам, продавая его отнюдь не по бросовым ценам. Это добьет официальных дилеров, оставив без  работы множество людей, но кардинально ситуацию не исправит.

Отменить пошлины, чтобы иномарки стали доступнее: почему так не делают в России?

А рынок как искал, так и будет искать выходы из сложившейся ситуации. Будем надеяться, что найдет.


Источник