Отменить пошлины, чтобы иномарки стали доступнее: почему так не делают в России?
Вопрос об отмене пошлин всплывает постоянно. Но – снова тонет: и не случайно.
Действительно, что может быть проще для повышения доступности иномарок? Однако российские власти этого делать упорно не хотят. С другой стороны, такие ли уж они высокие, нынешние пошлины? В свое время, по соглашению с ВТО (когда отношения еще были хорошими), мы снизили их до 15% для новых автомобилей. Для древних машин процент, конечно же, выше – он может доходить до сотни.
Отменить? Вообще-то, запретительные пошлины на бэушные машины вводятся для того, чтобы защитить собственных производителей (читай – ВАЗ и УАЗ), а также уберечь страну от нашествия откровенных «динозавров» – возврата в 90-е с тогдашним автохламом никому не хочется. Впрочем, есть категория «оптимистов», которые радостно будут доказывать, будто бы привезенная откуда-то из мюнхенов и берлинов рухлядь за пару сотен долларов по своими параметрам будет лучше любой гранты или весты. Спорить не хочется. Закрывать отечественные автозаводы – извините, даже обсуждать это не будем.
Сегодня Евросоюз и Штаты для нас фактически закрыты – вместо прямых путей поставок ищутся обходные дороги и дорожки. Это априори сложно, дорого, и рискованно для ненашенских участников таких сделок из-за действующих санкций, способных подорвать их бизнес. Поэтому очевидно, что никакого массового ввоза к нам ни новых, ни укатанных автомобилей ожидать не приходится. Даже некогда дружественный Казахстан не хочет неприятностей, а потому намекает на свое нежелание быть перевалочной базой. В итоге нужную вам машину все равно могут как-то раздобыть, но не мгновенно, и совсем не дешево: длинная цепочка перекупщиков хочет кушать.
Все эти рассуждения наводят на мысль, что в атмосфере фактического отсутствия каналов поставок автомобилей разговоры об отмене пошлин не несут в себе ничего содержательного. Даже Япония заявляет об отказе поставок, к которым все так привыкли. Фактически остается только китайский автопром.
Впрочем, есть и другая сторона медали. Даже если бы каналы поставок подержанных машин сохранились, не нужно провоцировать их массовую миграцию в нашу страну как на большую автосвалку, где всему рады. К сожалению, многие соотечественники упорно не желают «по одежке протягивать ножки», предпочитая новеньким вестам и грантам что-то с громким зарубежным именем и запредельным пробегом. Если категорически не лежит душа к нашему автопрому, есть смысл пересаживаться на китайский. И надеяться на то, что китайцы начнут поставлять к нам более дешевые машины, чем сегодня.
И еще один довод касательно отмены или снижения пошлин. На практике ввозить машины на новых условиях в основном будут не частники, а перекупщики. Причем в основном ввозить они будут заведомый хлам, продавая его отнюдь не по бросовым ценам. Это добьет официальных дилеров, оставив без работы множество людей, но кардинально ситуацию не исправит.
А рынок как искал, так и будет искать выходы из сложившейся ситуации. Будем надеяться, что найдет.