Отличия серийной модели «Лада ХRAY» от концепта 2012 года.

Концепт был удачнее! Производство «АвтоВАЗа» всё испортило. Подобные комментарии несколько лет назад встретили предсерийный вариант хэтчбека «Лада XRAY». Почему серийная модель не похожа на эффектный концепт 2012 года и могло ли получиться иначе?
Современные модели «Лада Веста» и «Лада XRAYЭти модели заслуженно возглавляют чарты продаж в России. Разработчики выбрали путь ведущих мировых брендов: объединили различные модели общим дизайнерским направлением, которое скоро применится и к ГрантуЭтот процесс стартовал с концепт-каров, первоначально поисковыми, общего типа, а затем — предсерийными.
Что скрывают за барьером стекло these яркие машины и зачем познакомиться с концепцией вместо того чтобы переживать из-за несоответствия ожиданий?

Концепт-кар Lada XRAY, 2012 год
Начало современного стиля Вазовских автомобилей пришло в 2011 году с приходом к АвтоВАЗ британского дизайнера Стивена Маттина. За год до этого президент Игорь Комаров пригласил известного специалиста, который уже создавал автомобили для Volvo и Mercedes-Benz, включая такие модели как SLR McLaren и Maybach. В августе 2012 года на Московском автосалоне был представлен первый результат работы Маттина. Lada XRAY Concept.
Цель этой машины — продемонстрировать стилистику будущих моделей, как говорил Маттин в интервью. Не выпустить серийную машину, а показать направление развития «Лады». Концепт позволил АвтоВАЗу закрепить первенство с икс-образным дизайном передка, так как дизайнер, ушедший из Тольятти в Mitsubishi, примерно в то же время работал над «апгрейдом» визуального языка японской марки в том же ключе.
Новые дизайнерские идеи необходимо представить в лучшем свете, а концепт с этой задачей справился прекрасно. Замысловатые формы, сложный рисунок светодиодной техники, дорогие материалы отделки салона и многое другое не уступают по качеству аналогичным моделям других производителей. Макет создавался по тем же технологиям, что и концепты Honda, Subaru, Kia, Hyundai, Porsche. Выставочный образец делали те же специалисты — итальянской студии Vercamodel Saro.

Работники компании Vercamodel Saro возле концепта Lada XRAY, модель 2014 года.
Если взгляд на концепт навевает мысль о почти готовом изделии, просто украшенном для выставки, значит, обман удался.
Конструкция совсем иная. Начинается всё с пенопластовой болванки на тележке с простым каркасом. От неё, как от заготовки скульптуры, отсекают лишнее – не скульпторы, а точные пятикоординатные станки.
Вырезаются внутренние полости, включая салон, где устанавливаются сиденья на каркасе серийных моделей, но с новым поролоном и кожей.
Также появляется передняя панель и обивки из моделируемой пены, обтянутые пленкой под пластик.
Стекла – это не стекло, а плексиглас. Внешние кузовные панели тоже не металлические: их изготавливают из стеклопластика. Диски собирают буквально «из того, что было»: срезают лишнее с обычного диска и сверху приклеивают новый дизайн из модельного полимера.

Интерьер концепта Lada XRAY, 2012 год
Какие же красивые фары! Только это вовсе не фары, а декоративные фонарики из светодиодов и матового пластика, созданные только для того, чтобы красиво светиться, но ни в коем случае не освещать. Тем, кто хотя бы иногда посещал школу, понятно, что такая конструкция по определению не способна создать правильную светотеневую границу, а просто равномерно светит во все стороны.

Имитация фар на концепте
Как ведёт себя этот автомобиль? Почти так же, как светят фары. В плане силового агрегата тоже унификация: слабый электромотор с механической коробкой передач и свинцово-кислотные аккумуляторы. Всё это нужно только для того, чтобы не приходилось каждый раз вручную перемещать макет.
Подвески в обычном понимании отсутствуют: нет упругих элементов. В передней части есть телескопический элемент, похожий на амортизатор, но он служит для изменения клиренса, имитируя характеристики как спортивных автомобилей, так и кроссоверов. Сзади систему регулируют пластины с прорезями и болты. Говорите, «Фольксвагены» и «Шкоды» стали жесткими? А вы ещё не ездили на концептуальных автомобилях.
Концепт Lada XRAY 2012 года мог бы стать достойным конкурентом мировых автопроизводителей, если бы планировался к выпуску без изменений. Однако ему не суждено было такой судьбы. АвтоВАЗ в то время рассматривал себя как производителя простых и бюджетных автомобилей с качеством комплектующих, оставляющим желать лучшего. Резкий скачок класса и цены был бы непонятен покупателям. Машина воспринималась бы как «Жигули» в новой обёлочке и не нашла бы спроса для рентабельности производства. К тому же, трёхдверный хэтчбек с гладкой поверхностью ограничивал целевую аудиторию. Решение было найдено: идти вверх постепенно! Это движение должны были начать два будущих серийных автомобиля, наделённые новой дизайнерской ДНК…

Концепт-кар Lada Vesta, 2014 год
По плану серийное производство должно было стартовать в сентябре 2015 года и феврале 2016 года. Но в августе 2014 года проходил Московский автомобильный салон, на котором вазовцы решили представить новые модели, так как крупных выставок в 2015 году не планировалось. К публике вышли предсерийные концепты, поскольку до конвейера машинам было ещё далеко, а показывать собранные по обходным технологиям полуфабрикаты оказалось затратно. Vesta и… XRAY (XRAY Concept 2, если точнее).
У многих сломался мозг: как так, два года назад показывали совсем другое. «Упрощение!» «Обман!» «Я уже деньги накопил, чтобы тот купить!» Никто, естественно, интервью, пресс-релизы и официальные ролики не читал и не смотрел. Или про них забыл. Главное — название одинаковое, а что там официальные лица говорили, неважно.

Концепт-кар Lada XRAY, 2014 год
В данном показе были представлены автомобили, созданные с самого начала для массового выпуска. «Веста» — центральная модель, совершенно новое изделие на собственной платформе Lada B, разработанной на базе прототипа. ВАЗ-2116XRAY — это модифицированный хэтчбек, созданный на базе платформы В0. Sandero Stepway. Но это всё было впереди.
Под софитами выставки находились ближайшие родственники концепта XRAY 2012 года, изготовленные в той же мастерской Vercamodel по той же технологии, но внешне практически идентичные будущим товарным экземплярам, за исключением тех же поправок: огромные диски и красивые гирлянды вместо рабочей светотехники. Именно поэтому вопросы «а где взять такую оптику?» и «почему такие жадные, что не пустили эти фары в серию?» могут вызвать только улыбку.
В конечном счёте, как известно, обе модели запущены успешно и пользуются спросом. Однако, могло ли другое имя для серийного хэтчбека, кроме XRAY, предотвратить синдром Хатико?