От «новых русских» до китайцев: премьеры выставки Comtrans

На выставке Comtrans 2024 перевозчики смогли увидеть новые грузовики года. Главной тенденцией автосалона стало укрепление позиций российских производителей.

В отличие от легковых автомобилей, продажи которых растут, рынок грузовиков сокращается. По прогнозам экспертов, этот тренд укрепится в следующем году. При этом на выставке Comtrans 2024 российские и иностранные производители коммерческой техники представили новинки, которые скоро поступят в продажу. Ожидается также появление на нашем рынке новых брендов.

«НОВЫЕ РУССКИЕ»

На стенде АО «Романов» состоялся главный дебют года. Российский производитель впервые продемонстрировал реальные образцы своих грузовиков под брендом БАЗ. Машины комплектуются российскими моторами, коробками передач и мостами. Планируется выпуск целой линейки полноприводных грузовиков, в том числе шасси, седельного тягача и самосвала.

Уровень локализации автомобилей составляет 97 %. На выставке показан седельный тягач со спальной кабиной и тяжелый самосвал. Тягач БАЗ-S35А11 получил дизельный двигатель ЯМЗ-653.1 мощностью 367 лошадиных сил (1800 Нм), работающий с механической 9-ступенчатой трансмиссией ЯМЗ-1909 с демультипликатором. Подвеска независимая, предусмотрены межосевые и межколесные блокировки. Полная масса — 36 тонн, грузоподъемность — 22 тонны. Производство грузовиков БАЗ развернуто на бывшем заводе MAN под Санкт-Петербургом. Серийное производство машин начнется в 2025 году.

На выставке представлен ещё один российский бренд — Altai Trucks. В линейке грузовиков модели полной массой от 3,5 до 50 тонн с двигателями мощностью от 270 до 550 л.с., являющимися лицензионными аналогами китайских Wanshan. Главным преимуществом марки считает возможность предложить российским клиентам выносливые полноприводные вездеходы с колесной формулой 4х4 и 6х6 и односкатной ошиновкой (семейство Altai Corbu).

Илья Орлов, директор по продажам ООО «Кистоун Авто» (эксклюзивный производитель Altai Trucks в России), сообщил о росте отложенного спроса в сегменте тяжелой полноприводной техники из-за ухода европейских марок – примерно 2000 автомобилей. Он пояснил, что китайские производители не выпускают конечный продукт под конкретного покупателя, а это не устраивает некоторых заказчиков. «Способ удовлетворить отложенный спрос зависит от нашей оперативности и производительности», — подчеркнул эксперт. Машины производятся в Новгородской области методом крупноузловой сборки из иностранных комплектующих. Начало продаж запланировано на середину следующего года.

Бренд Ambertruck представил на выставке в «Экспоцентре» две новые модели. Модель Ambertruck JL полной массой 3,5 тонны вышла на рынок в сентябре 2024 года. Компактный и маневренный грузовик длиной 5911 мм с колесной базой 3360 мм оснащен 2,8-литровым дизелем мощностью 109 л.с. Грузоподъемность шасси — 1540 кг, что является одним из самых высоких показателей в классе. В качестве примера комплектации автомобиля на выставке представили фургон глубокой заморозки для перевозки мороженого. Изотермические свойства фургона обеспечивают транспортировку продукции при температуре от –33 до 0 °С. Температурный режим сохраняется в течение 10–12 часов независимо от частоты и продолжительности открытия дверей. Холодильная установка расположена над кабиной. На заводе надеются, что фургон пригодится там, где грузовому транспорту въезд в центр города запрещен.

Бренд Forland также предлагает решение по перевозке мороженого: на стенде официального дистрибьютора «МБ Рус» демонстрировалась машина на шасси грузовика Forland 3. Обе новинки показывают устоявшийся тренд — среди лёгких коммерческих автомобилей всё чаще встречаются рамные шасси, а не цельнометаллические фургоны.

Новая модель Ambertruck SM с бортовой платформой и крано-манипуляторной установкой предназначена для погрузочно-разгрузочных работ и транспортировки грузов. Шасси полной массой 12 тонн доступно с июня 2024 года. Колесная база — 5200 мм, длина — 8435 мм. Автомобиль оборудован дизельным двигателем объемом 3,8 л мощностью 170 л. с. и 6-ступенчатой механической КП Wanliyang. Рама шириной 860 мм и колея 1800 мм позволяют устанавливать широкие надстройки. Особенность Ambertruck SM — отсутствие необходимости в регистрации в системе «Платон».

Новый бескапотник семейства «Валдай» с грузоподъемностью в 12 тонн стал главной достопримечательностью экспозиции ГК «Современные транспортные технологии». Модель «Валдай 12», представленная как европлатформа с гидробортом, установлена на шасси с самой большой из четырех возможных колесных баз: расстояние между осями составляет 5310 мм. Такая характеристика обеспечивает внушительную монтажную длину рамы в 7,25 м. Грузоподъемность шасси варьируется от 7,5 до 8 тонн в зависимости от величины колесной базы.

Новичка унифицировали по кабине с серийным среднетоннажником «Валдай 8», но у него вариант с спальником. В остальном «Валдай 12» — полностью новый автомобиль: для него разработали мосты, раму с лонжеронами и подвеску, сзади пневматическую. Также установили новый дизель ЯМЗ-535 — модификацию рядной «четверки» ЯМЗ-534 с увеличенным объемом. «Валдай 12» поступил в продажу с обоими двигателями.

Главным событием на стенде ГК «СТТ» стала новая версия минивэна «Газель NN 4×4». Самая популярная модель российского коммерческого автопрома наконец получила полный привод. Коробку передач, идентичную трансмиссии полноприводного «Соболя», оснастили электронным управлением и включением поворотным рычагом на панели приборов.
Пассажирский салон рассчитан на семь мест. Сиденья среднего ряда можно передвигать вдоль продольной оси, превращая их в кровать или демонтируя полностью за несколько минут. Производители уверяют, что процедура занимает пару минут.
Водителя минивэна также не забыли об удобстве: к его услугам подрессоренное сиденье и круиз-контроль. Главным преимуществом новинки является сертификация по легковой категории М1. Это исключает необходимость установки тахографа и прохождения техосмотра дважды в год, что значительно расширит круг потенциальных покупателей. Серийное производство начнется в первом квартале текущего года.

На стенде компании «Тракс Восток Рус», производителя и дистрибьютора среднетоннажных автомобилей «Компас», были представлены: победитель Всероссийского конкурса «Лидер мобильной торговли — 2024» автолавка на шасси «Компас-5», изотермический фургон «Компас-9», бортовая платформа с КМУ и тентованная бортовая платформа на шасси «Компас-12».

На стенде марки Lada в сегменте коммерческого транспорта демонстрировал фургон-рефрижератор на базе «Гранты». Рядом располагались впервые показанные легковые модели: Lada Vesta Cross CNG (работает как на бензине, так и на природном газе), электромобиль Lada e-Largus и Lada Vesta с ручным управлением: слева от рулевого колеса установлен рычаг заводской разработки, связанный механически с педалями.

После выставки Волжский автозавод косвенно подтвердил намерение выделить свою коммерческую линейку в отдельный бренд, подобно китайским производителям. Производство автомобилей для перевозки грузов и пассажиров на АВТОВАЗе признано перспективным направлением.

ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР

Новый автомобильный бренд Avior появился на российском рынке и предлагает покупателям автобус среднего класса и два фургона: Avior G10 и Avior V90. Производитель из белорусского Борисова будет выпускать коммерческую технику совместно с китайским партнёром. Avior создан на базе адаптированных версий коммерческих автомобилей Maxus, которые прежде принадлежали британской LDV, а затем перешли под контроль китайской Saic Motor.

В России на старте продаж Avior доступен двумя дизельными моделями с экологическим классом Евро-6 и Евро-5: цельнометаллические фургоны V90 и G10, отвечающие европейским стандартам безопасности и комфорта для коммерческого транспорта.

Грузовой фургон Avior V90 является полноразмерным и оборудован турбодизелем объемом 2.0 литра мощностью 150 лошадиных сил и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Производители уделили особое внимание безопасности: в фургоне установлено шесть подушек безопасности для защиты водителя и пассажиров.

Автомобиль дополнен современными системами ESP, ABS, удержания на склонах и контроля движения в полосе, функцией автоматического экстренного торможения. Для удобства маневрирования предусмотрено наличие передних и задних датчиков парковки, а также камеры заднего вида с динамической разметкой.

Грузовой отсек объёмом до 12 кубометров и полная масса 2499 или 3500 килограмм позволяют считать его универсальным решением для разных отраслей. Для удобства водителя в модели предусмотрен круиз-контроль, кондиционер и мультимедиа с 10,1-дюймовым сенсорным HD-экраном, поддержкой Bluetooth и Apple CarPlay.

Авиор G10 – компактный грузовой фургон, оборудованный турбодизелем объемом 2.0 (160 л.с.) и шестиступенчатой механической коробкой передач. Грузовое отделение вмещает 5,2 м³. Модель с передним приводом оснащена двумя сдвижными боковыми и распашной задней дверью в базовой комплектации. Системы ESP, ABS, EBA и фронтальные подушки обеспечивают безопасность фургона. Задние датчики парковки упрощают маневрирование на ограниченном пространстве. В оснащение также входят кондиционер и аудиосистема с Bluetooth.

Компания «Дунфэн Трак Рус» представила новый малотоннажник Dongfeng Z55N с изотермическим кузовом. Её лёгкая и прочная надстройка объемом 19,3 м³ весит всего 500 кг благодаря использованию сендвич-панелей из полипропиленового наполнителя и облицовки из стекловолокна. Грузовик сертифицирован по категории N1, но его паспортная грузоподъемность составляет полтонны. Благодаря «взрослой» задней подвеске и мощности мотора в 140 л. с., фургону по плечу перевозка груза гораздо тяжелее указанной массы.

Компания Dongfeng LCV показала восемь моделей из серий К и Q, среди которых базовое исполнение цельнометаллического фургона серии К. Прототип модели К31 заслуживает особого внимания. Это первый переднеприводный фургон Dongfeng с изотермической надстройкой на раме коробчатого сечения. Масса автомобиля составляет 3500 кг, именно этот сегмент дистрибьютор считает наиболее важным.

На стенде Dongfeng располагалось знакомое грузовое шасси Q-серии и ряд фургонов моделей К33, К32 и К39 с двигателем Nissan. Помимо шестиступенчатой механической коробки передач дистрибьютор марки стал предлагать семиступенчатый робот для этого мотора. Что касается привода, компания подтвердила, что в 2025 году будет предлагать все его разновидности, включая 4х4. Для реализации этого импортер рассматривает возможность поставки специальных наборов, превращающих моноприводный автомобиль в полноприводный. Такой же путь выбирает французская Peugeot, предлагая трансмиссию 4х4 от компании Dangel.

Компания SDAC в лице дилера «Вейчай Трейд Инвест» показала линейку среднетоннажных грузовиков – серию J и серию К. Из изотермических рефрижераторов особый интерес вызывает модель SDAC J7.5 категории N1, рассчитанная на работу в условиях города.

На выставке «Комтранс» состоялась премьера седельного тягача Dongfeng DFH 4180 серии GX 2025 модельного года. Официальный дистрибьютор крупнотоннажных грузовых автомобилей Dongfeng в России, компания «Восточный ветер», продемонстрировал автомобили в версиях с колесной формулой 4х2 и 6х4. Модернизированный тягач отличается от версии 2023–2024 годов рядом улучшений, внесенных на основе обратной связи от российских перевозчиков. Силовая линия флагманского тягача Dongfeng GX получила двигатель Cummins ISZ520 стандарта Евро V мощностью 508 л. с. и 12-ступенчатую роботизированную коробку передач Eaton Endurant вместо прежней связки из двигателя Cummins Евро VI и коробки ZF. Топливные баки объемом 850 и 300 л теперь подключены по сообщающейся схеме, что заменило ручное переключение. Заправочная горловина топливного бака перенесена в третью секцию, исключая возможные повреждения некоторыми моделями полуприцепов. В интерьере кабины появились: новый крепеж для огнетушителя и пневматический пистолет для уборки грязи и пыли. Селектор переключения коробки передач перенесли с сиденья водителя ближе к рычагу ручного тормоза.

Для удобства водителя установили дополнительные крючки для одежды и нишу под радиостанцию. Шторки для ночного отдыха изготовлены из плотного материала и лучше защищают от солнечного света. Объем холодильника увеличен до 25 литров, а нижнее спальное место оборудовано газовыми упорами.

Компания «Шакман Мотор Рус», официальный представитель бренда Shacman, показала линейку магистральных машин. В неё вошли седельные тягачи Х6000 с колесной формулой 4х2 и 6х4, газомоторный Х6000, а также перспективный образец. Шацман Х6000 с системой автономного управления от Яндекса.

В России Sinotruk представлен брендами Sitrak и Howo, оба нашли своё место на стендах «Комтранса». Gross, дистрибьютор «Синотрак Рус», сделал ставку на вариативность решений в области коммерческого транспорта. Гости выставки увидели сортиментовоз и изотермический фургон на базе Sitrak C7H с колесными формулами 6×4 и 6×2 соответственно, два самосвала с колесными формулами 6×6 и 8×4, а также модель Sitrak C7H LNG на сжиженном природном газе с колесной формулой 4×2. Бренд Howo был представлен шасси T5G с надстройкой в виде мусоровоза, которое хорошо зарекомендовало себя в России.

Бренд XCMG известен в России строительной и специальной техникой. Компания «СюйГун Ру», дистрибьютор марки XCMG, на выставке Comtrans представила серийный магистральный тягач XG2, сертифицированный в России. Подробности об этой новинке изложены в предыдущем выпуске «Автопарка» (см. «Автопарк № 9/2024»). В числе достоинств магистрального тягача — высокая спальная кабина, улучшенный комфорт и мотор мощностью 560 лошадиных сил.

УДАРИМ КИЛОВАТТОМ

На улицах всё чаще можно увидеть электрогрузовики. По мнению специалистов, такие машины уже сегодня могут конкурировать с автомобилями с ДВС. Главной новинкой на стенде «МБ Рус» стала электрическая версия фургона Foton Toano EV. Автомобиль оснащен батареей емкостью 100 кВт·ч, позволяющей проехать до 300 км на одной зарядке. Габариты новинки составляют 5990х2000х2720 мм (длина/ширина/высота), а объем грузового отсека — 12,2 м³. 3.

Внутри кабины – продуманная эргономика, отделочные материалы соответствуют стандартам категории LCV. Базовые системы безопасности установлены, водительское кресло позволит комфортно разместиться человеку любого роста и телосложения.

На передней панели размещены двойные экраны виртуальной приборной панели и информационно-развлекательной системы (последний — сенсорный). Руль обит искусственной кожей, селектор коробки передач имеет нестандартную форму, но удобно лежит в руке. Сохранены физические элементы управления важными функциями фургона.

Бренд Sany представил электрический среднетоннажник модели C156 CE4x2B. На задней оси с колесной формулой 4х2 установлен трехфазный синхронный электродвигатель переменного тока с функцией рекуперации энергии. Литий-железо-фосфатный аккумулятор (LiFePO4) имеет емкость 106 кВт·ч, а зарядить его можно менее чем за 45 минут при быстрой зарядке через порт GB/T DC. Запас хода при полной нагрузке — 300 км. Мощность установки — 115 кВт, крутящий момент — 350 Нм. Полная масса машины составляет 6000 кг, заявленная грузоподъемность — 2850 кг. Кабина имеет подогреваемый мультируль, электрорегулировку сиденья водителя с подогревом, установлена мультимедиасистема с сенсорным LCD-дисплеем высокой четкости, цифровая приборная панель с экраном на 7 дюймов, антиблокировочная система тормозов с системой распределения тормозных усилий.

Дистрибьютор грузовых автомобилей Sany, компания Odin Group, представила электрический седельный тягач 6х4. Несколько транспортных компаний уже испытали машину.

Дальнейшее развитие российского рынка электромобилей будет зависеть от государственных субсидий для поддержки производства зарядных станций, государственной поддержки покупателей электромобилей и развития официальных дилерских сетей с возможностью стабильной поставки запасных частей и гарантийного обслуживания.

Подписка на рассылку материалов Автопарка