От «Лады» до российских электромобилей: путь российского автопрома

Калининградский завод «Автотор» возобновил выпуск автомобилей, но вместо BMW, Kia и Hyundai здесь началась сборка китайских моделей трех брендов. Глава АВТОВАЗа Максим Соколов раскрыл амбициозные планы по запуску производства на трех площадках. В цехах бывшего завода «Рено Россия» после года простоя вновь заработал главный конвейер. Рассказываем о новых моделях и проектах возрождения отечественного автопрома при содействии китайских партнеров.
«Каи» вместо «Киа»
Смена направления деятельности «Автотора» на китайский рынок была очевидна еще осенью, когда на заводе собрали последние автомобили Kia (сборка BMW и Hyundai завершилась раньше). Учитывая стремительный перезапуск производства, речь пока не идет о локализации. Как и в случае с «Москвичом», на «Автоторе» запущена отверточная сборка – то, с чего завод начинал в 1990-х годах.

На конвейер «Автотора» встал седан Kaiyi E5 дочернего бренда Chery Auto. Вторая модель Kaiyi, собираемая в России — компактный кроссовер Х3, являющийся аналогом Chery Tiggo 4 с мотором 1.5 мощностью 116 л. с. Компанию Kaiyi Х3 составит версия Pro: её отличают решетка радиатора, дизайн торпедо, оснащение и турбомотор 1.5 мощностью 147 л. с. Четвертой моделью марки Kaiyi, локализуемой на «Автоторе» в этом году станет новый 4,7-метровый X7 Kunlun с турбомотором объемом 2,0 литра мощностью 249 л. с.

Из Пекина в Калининград
Компания «Автотор» после Kaiyi заключила соглашение о промсборке с китайским государственным концерном BAIC. В Калининграде сейчас собирают кроссоверы BAIC X35 и седаны U5 Plus, а в будущем рамный внедорожник BJ40 Plus (о ценах и комплектациях этих моделей можно узнать в конце журнала). Всего до конца года «Автотор» планирует запустить производство пяти моделей бренда.

Хотя локализация автомобилей BAIC, собранных в России, пока минимальна, завод совместно с китайскими партнерами разрабатывает план внедрения отечественных компонентов. Первыми в списке – аккумуляторы, стекла, бамперы, бачки омывателя, колесные диски, шины, сиденья и выхлопные системы. С нового года в Калининграде планируется наладить производство по полному циклу: сварка, окраска кузовов и последующая локализация штамповки.

Производство модели BAIC в будущем расширят за счёт электромобилей. Электродвигатели, редукторы, инверторы, системы управления и прочие детали для них будет изготавливать «Автотор».
«Итальянец» с китайским акцентом
Третий партнер «Автотора» — компания Shineray: в Калининграде будут собирать автомобили китайского бренда SWM. Марка SWM изначально итальянская, под ней с 1971 года выпускали мотоциклы. В 1984 году производство закрылось, а двадцать лет спустя права на бренд выкупила китайская Shineray Group. Эта группа организовала выпуск под маркой SWM как мототехники, так и автомобилей (совместно с Brilliance). Теперь машины SWM обрели калининградскую прописку.



На «Автоторе» собирают три кроссовера SWM: среднеразмерные G01 и G01F, а также полноразмерный G05 Pro. При достаточном спросе на модели в проект пойдут инвестиции для расширения производства, запуска сварки и окраски кузовов, а также локализации комплектующих. Пока все это только планы. Однако российская и китайская стороны рассчитывают на долгосрочное сотрудничество и планируют разработать «дорожную карту» развития производства до 2032 года.
Китайские «Лады»
17 июня на предприятии «Лада Санкт-Петербург», бывшем питерском заводе Nissan, переименованном у японцев за 1 евро, начали собирать кроссоверы Lada X-Cross 5. Перезапуск производства стал возможен благодаря китайцам, так как новый кроссовер Lada — это FAW Bestune T77.

АВТОВАЗ повторил схему ребрендинга уже сертифицированного в России автомобиля, как и завод «Москвич». Сборка китайских «Лад» будет происходить аналогично сборке китайских «Москвичей» — крупноузловым методом из готовых машинокомплектов. Необходимо будет установить минимальное количество деталей, снятых с автомобиля перед отправкой в Россию. В дальнейшем планируется локализовать модель с помощью местных поставщиков автокомпонентов.
Вместо «Ларгуса» и «Шнивы»
В сборочном цехе завода «Лада Санкт-Петербург» появятся седан D-сегмента и кроссовер FAW помимо Lada X-cross 5. Но китайские «Лады» — это не только локализованные модели крупнейшего государственного автоконцерна КНР. Сейчас идет поиск еще двух китайских партнеров для перезапуска производства на бывшем СП GM AvtoVAZ (теперь «Лада Запад Тольятти») и на простаивающем заводе «Лада Ижевск», где планировалось собирать электрические «Ларгусы». Завершить переговоры планируется в этом году.
«Хотим предложить клиентам самые современные продукты, некоторые из которых пока не сертифицированы даже в Китае. Это занимает время: сертификация обычно длится девять месяцев. Кроме того, потребуется дополнительная сертификация модели в России. Модель можно запустить, но это займет время», — пояснил Максим Соколов, глава АВТОВАЗа.
Без пыли в глаза
Новый проект АВТОВАЗа по адаптации моделей Lada китайским стандартам привлекателен использованием не устаревших, а современных моделей, которые прочно закрепиться на российском рынке и постепенно локализовываться. Без локализационных работ новый проект не принесёт экономической выгоды, ведь проще и дешевле завозить машины напрямую из Китая. Но локализация создаст новые рабочие места и развит производство компонентов в России.
Не собираемся обманывать и говорим о том, что сегодня это китайский продукт, но с учетом возможностей АВТОВАЗа и его инжинирингового центра, где трудятся 3500 специалистов, будем стремительно двигаться к локализации этого автомобиля.
«Москвич» поехал по конвейеру
Вначале кроссоверы «Москвич» собирали на стапелях, но производство перешло к серийному. Завод запустил полностью автоматизированную линию почти в пол километра, увеличив производительность цеха сборки вдвое. Это лишь начало!

Во второй половине года сборку начнёт ещё одна модель — лифтбэк «Москвич 6», представляющий собой китайский Sehol Yao от JAC Motor. До конца года планируется выпустить 50 тысяч «Москвичей», в том числе 10 тысяч электрических. Московский автозавод станет одним из главных поставщиков машин для такси и каршеринга по всей стране. Первым заказчиком стал агрегатор «Яндекс.Такси», закупивший 5 тысяч кроссоверов «Москвич 3» (включая 2 тысячи «электричек»).

Сварка, окраска и свой электромобиль
В следующем году «Москвич» планирует произвести 100 тысяч автомобилей. Модельная линейка расширится на два кроссовера, а сборка будет осуществляться по полному циклу с сваркой и окраской кузовов. Параллельно ведется локализация комплектующих (сейчас в «Москвичах» — только технические жидкости и блок ЭРА-ГЛОНАСС). Импортозамещение будет проведено для кузовных деталей, глушителей, стекол, аккумуляторов, шин и колесных дисков.

Через два года начинается самое интересное: в 2025-м на «Москвиче» запустят производство электромобиля. Создан он будет на универсальной платформе российской разработки с применением отечественных компонентов. Подробности проекта завод сообщит позже.
Что еще почитать:
Я посетил завод и лично наблюдал, как собирают китайские автомобили «Лада».